Итак, мы кое-что узнали о художественных пристрастиях бабушки. Теперь следует немного рассказать о других ее интересах.
А знает ли читатель, что такое марионетки? Думаю, что знают немногие. Марионетки - это куклы на нитях. Марионетки не имеют возраста. Из глубины веков ее нити тянутся в Россию 18 века. В то время границу все чаще пересекают европейские марионеточники. Мастерство иностранцев приходит на российскую землю и в конце 19 века, вместе с Петрушкой, в балаганах появляются марионетки. В начале 20 века искусство серебряного века постигает через марионетку тайные смысли бытия. Моя бабушка впервые знакомится с этим искусством во Франции, заражается идеей создать нечто подобное в Петербурге и в 1912 году делает первую попытку создать театр марионеток. Безуспешно. Однако от своей идеи она не отказалась и Санкт-Петербургский театр марионеток - первый в России профессиональный театр кукол был организован в 1918 году группой петербургских художников во главе с Любовь Васильевной и назывался Петроградский государственный театр Марионеток. Кроме упомянутой выше Е.С.Кругликовой в театре работали еще две бабушкины подруги: скульптор Елена Янсон-Манизер и художница по фарфору Елена Данько, ставшая и драматургом театра. Музыку для театра писал Юрий Шапорин.
Его занавес впервые поднялся 12 апреля 1919 года, и зрители увидели «Сказку о царе Салтане» А.С.Пушкина и «Вертел» М.Кузмина. Коллектив театра был и остается до сегодняшнего дня единственным театром волшебной куклы на нитях - марионетки.
В 1930 году театр марионеток объединяется с театром Петрушки и она еще какое-то время руководит им вместе с Е.Деммени, но вскоре была уволена. Ее детище становится Ленинградским государственным кукольным театром и руководит новым театром уже один Е.Деммени. С 1930 года бабушка в 51 год становится безработной. Еще в 1929 году Шапорин предлагает ей развестись и она с детьми уезжает из шумного Ленинграда в Детское село, где становится соседкой и ближайшим другом семьи Толстых. Бабушке очень нравится в Детском селе, да и соседи очень милые. В своих дневниках она пишет о Толстых: «...что бы кто не говорил – я люблю А.Н. и ее также. Уж очень он красочен и талантлив».
В 1932 году в семье Шапориных случается трагедия. От болезни сердца умирает их младшая дочь Аленушка.
Горе на какое-то время сближает супругов . Но уже скоро Шапорин возвращается в Детское село с другой женщиной- Александрой Федоровной Киселевой, но отношения с бывшей женой сохраняет.
Еще до объединения в 1927 году при бабушкином театре были организованы первые в стране курсы режиссеров, актеров и художников для кукольных театров. 1928 год – первый выезд на Международную выставку ЭКСПО в Париж, театр принял участие в создании первого в Европе игрового кукольного фильма "Макс и Мориц" ( режиссер – Е.Деммени) ;1938 – постановка первого в СССР телевизионного кукольного спектакля "Школяр в раю" по фарсу Ганса Сакса , были осуществлены первые в стране постановки произведений М. де Сервантеса, У.Шекспира, Ж.-Б.Мольера, Дж.Свифта, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, М.Метерлинка на кукольной сцене. За годы существования театра здесь сформировалась уникальная коллекция кукол – около 1000 великолепных марионеток, выполненных замечательными художниками, скульпторами, резчиками по дереву. Сегодня в репертуаре театра – 18 названий. Многие из них – лауреаты российских и международных фестивалей. Спектакль "Волшебное перышко" стал победителем в номинации "Лучший спектакль театра кукол" Высшей театральной Премии Санкт-Петербурга "Золотой Софит" сезона 2006-2007. Думаю, что моя бабушка по праву могла бы считать себя причастной, ко всем тем достижениям, которые сейчас имеет театр. Кстати, тот Буратино, который висел на ниточках на бабушкиной книжной полке - сейчас находится в той самой уникальной коллекции кукол, состоящей из 1000 великолепных марионеток. К сожалению, бабушке в 1924 году пришлось уехать с моим отцом и его младшей сестрой Аленой во Францию
по семейным обстоятельствам и пробыть там до 1928 года. Отношения с мужем,композитором Ю.А.Шапориным, уже с 1920 года складываются не лучшим образом.Но все-таки в 1928 году Шапорин привозит жену с детьми обратно в Россию. Жаль, но и свое новое детище – кукольный театр, пришедший в упадок ,возродить не удалось… Еще во Франции Любовь Васильевна занимается переводами, благо знает иностранные языки. Это давало средства к существованию. Я коснулся этой темы не случайно. Бабушкин талант переводчицы в полной мере раскрылся, именно, в Париже и впоследствии стал ее основной профессией.
Возвратившись в Россию, в Петроград, бабушка еще какое-то время сотрудничала в театре, но время было упущено и главным в театре, фактически, стал Евгений Деммени. Бабушка с головой погрузилась в переводы, благо работы хватало.
Русская община во Франции |
Дети русских эмигрантов на каникулах в Провансе |
Комментариев нет:
Отправить комментарий