воскресенье, 26 апреля 2015 г.

Алтуховские дневники. На закате российской империи...


Приезжали на все лето, на неделю или на несколько часов- всех встречали сердечно, мило. В усадьбе царил дух бесконечной любви и доброты. Гости расселялись по комнатам, в их распоряжении были и сад, и конюшня с лошадьми.

Зимой съезжались на Рождество. Возвращались дети-гимназисты, приезжали более старшие кузены и кузины, с ними обязательно пара нянек. Елка к этому времени уже стояла в гостиной, переливаясь стеклянными бусами и  серебряной мишурой. В хозяйственном дворе конюх помогал стряпухе ощипывать перья с будущих рождественских гусей. В канун праздника начиналось невообразимое. Все спешили приготовить друг другу подарки и спрятать незаметно под елку, обязательно выучить песенку или стишок, нарисовать праздничные открытки с пожеланиями, и хорошо, если в стихах и с картинками. Делать добро прививалось с детства. ...



А переодевание ряженными на колядки! Когда собирались у саней, чтобы с гиканьем ехать к соседям, узнать друг друга могли с трудом. Кто-то закутался в бурку, кто-то вышел Посейдоном  в окружении цыганок. Всю ночь с песнями и смехом не давали спать никому. Отдыхать некогда. Днем или становились на лыжи , или c санками отправлялись на горки, где уже с визгом носились деревенские ребятишки. А как здорово было прокатиться  в повозках с бубенцами в сопровождении отчаянно лающих собак, да еще и выпасть в искрящийся снег  на крутом повороте. Вечером в комнатах у печей развешивались промокшие полушубки, выстраивались в шеренгу валенки, на вьюшках свисали шарфы и шапки. Переодевались в сухое и устремлялись все в гостиную, где уже накрыт стол к ужину и где веселье вспыхивало с новой силой.

Для всех этих людей Алтухово было тем местом, где их всегда ждали и любили. И все считали обязательным оставить память в семейном альбоме о своем пребывании там. 
А годы шли. Взрослели дети, появлялись новые друзья и новые записи.


Алтуховская молодежь

-13 февраля 1904 года. 

Выезжаю из Алтухова 13-го числа, число несчастливое и я испытываю всю горечь расставания с милым Алтухово и его обитателями. Ужасно не хочется уезжать, но что делать, ехать надо, дел масса. И так, до скорого свидания, милые алтуховцы, от всей души желаю вам много хороших ясных дней.  

Вера Зилова. 


-С 13–го по 20 июля 1909 года пробыла в Алтухово, где провела время очень интенсивно: играла в крокет с Маргошкой, пела добросовестно каждый вечер, сделала громадное приобретение музыкальное, выучив « Красота мне твоя, да не нравится» и песню Лазаря, эту песню можно петь с утра и до ночи и с ночи до утра. Грустно думать, что надо уезжать и прощаться с радушными хозяевами. Когда-то еще сюда заглянешь!! 

Кологривова Полина Ивановна. 



-1912 год. 
В имении
После 17-лет я вновь посетила Алтухово; несмотря на все перемены, все тот же дух живет в его старом доме, и я себя чувствовала все так же хорошо, свободно и уютно, будто никогда никуда не уезжала; ко мне здесь вернулись моя прежняя жизнерадостность и беззаботность, будто эти 17 лет были каким- то сном и нисколько не прибавили мне солидности, благоразумия и житейской опытности. Так что для меня Алтухово является «царством спящей красавицы», где время бежит, но ничего не изменяет. И так да процветает милое Алтухово и его славные обитатели, к которым стремится  из самых разнообразных уголков России не одно сердце. До свидания и надеюсь теперь на более скорое свидание. 

Нина Языкова. 6 января. 



-6 января 1912 года. 
В первый раз посетил я Алтухово и очень весело провел тут праздник Рождества Христова. Очень много катался на лыжах и вообще очень весело проводил время. Я пробыл в этом уютном и симпатичном доме две недели от 23 декабря 1911 года до 6-го января 1912 года. Теперь с большой грустью покидаю Вас и Алтухово и надеюсь когда нибудь приехать сюда. 
                                                                                          
И. Б. Языков.



-Уже давно никто ничего не писал в « Хрониках». Теперь тетка Нина решила, что ей необходимо написать что- нибудь после того, как она оставила в « Хрониках» свое бессмертное произведение «Кузины» в свой предыдущий приезд. Раз начали, почему бы и не продолжить? Это Рождество провел я как всегда в Алтухово премило и преуютно. Тетка Наташа и Дизишечка (бонна-француженка) были со мной очень милы и Дизишка кормила, стараясь угодить нашим вкусам: и оладьи были, и яблочные блинчики, и картошка под «бешамелем» , и дранники, и прочее, и прочее... Одним словом, все было хорошо. На лыжах катался преисправно, кажется спустился со всех гор, которые только существуют в Алтухово. Особенно же мне мило и дорого было это Рождество потому, что оно было наверно последнее. Кто знает, прейдется ли мне еще  когда-нибудь быть здесь на Рождество да и вообще в какое-нибудь другое время. Этой осенью я уже кончаю ученье и начинаю «служить». Что-то ждет меня? Грустно становится. И всегда не хочется уезжать из Алтухова, а на этот раз особенно. Зовут обедать. Надо идти поскорей и  в дорогу. Не думайте тетки и Дизишечка, что если я вам почти никогда не пишу, что я вас не люблю. Времени мало свободного, а то бы я с удовольствием всегда вам писал. Мне всегда доставляет удовольствие перенестись душой из мрачного Питера в милое Алтухово. И так, прощайте до августа. 

Юрий Князев. 6 января 1912 года.  


Встретили Новый год в милом Алтухово....Сидели весь вечер в полутьме с разбитым фонарем. Полчаса до 1915  Нового года не досидели. Новогодний подарок я все таки получила. Сейчас уезжаем, но душой всегда с Алтухово. 

А. Борисова.



В ночь на 7 июля приехал сюда я, произвел переполох, всех напугал, удивил, потребовал пищи и отошел ко сну. Все остальное время  провел я по прежнему  хорошему Алтуховскому расписанию и не успел оглянуться, как уезжать пора. Как всегда было грустно уезжать, но ничего не поделаешь, надо воевать, тогда уж, закончив с немцем, отдохну душой и телом, а сейчас обо всем, о чем бы хотелось сказать, распространяться не буду, «спасибушки». 

Егор или Юра Князев. 



19 июля 1916 года.

Прощай  ты деревня с полями безбрежными
С ночами июльскими тихими,нежными
С жаркими днями, с дождями холодными
С песнями птиц, словно ветер свободными
В темной лесной глубине
Прощай ты свобода, ты воля желанная
Прощай ты весна моя долго так жданная

Жил, жил, целых 32 года  жил «в девках» и вдруг женился......и все таки..., и все таки я люблю Алтухово и меня к нему тянет. С 13 июля по 6 августа  устроили «пир», несмотря на то, что идет ужасная война. 

Совершенно женатый Алексей Князев. 


-А 3-го ноября  1915 у меня была утром  народившаяся дочь Наталья, еще некрещеная- маленькая язычница. Ночевал в ночь на 4-ое, пробыв в Алтухово лишь 11 часов. 

Алексей Князев. 


19июля 1916 года


                                                             Жизнь- это арфа;
                                                             Две струны на арфе той.
                                                            На одной играет радость,
                                                            Скорбь играет на другой.           
И. Истомина.

Прощай, Алтухово. Когда еще буду в таком гостеприемнейшем и уютном уголке?

      
              Страницы из дневников



***
Продолжение через неделю....

Комментариев нет:

Отправить комментарий