понедельник, 8 августа 2016 г.

Наташа Шапорина-Игорь Дмитриев.Удивительная дружба в письмах,стихах...


                                                       ИГОРЬ БОРИСОВИЧ.
                   
   В 90-е годы в Санкт-Петербурге издавалась женская газета " Натали".В одном из выпусков было пространное интервью Игоря Дмитриева  о себе, о работе, и где он заметил: "  А знаете, почему  я так быстро согласился на встречу с вами? У каждого человека в жизни есть своя Натали. Как образ. Вот и у меня есть. Я даже стихи ей посвятил: " На виноградниках в Шабли я встретил крошку Натали".Это моя большая подруга, много лет проработавшая художником по костюмам на " Ленфильме" . Мы вместе учились в школе- студии МХАТа,она жена известного театрального художника Василия Шапорина. Сейчас она живет в Риге. В прошлом году был на выставке ее работ."
   
     А вот ответ Наташи на присланную в подарок газету:
 " Игорек, любимый друг мой! Я думаю, ни одна Натали ( кроме может быть Натали Пушкиной) , не имела такого верного, любящего жизнь друга, и сознание этого придает бодрость и вливает силы в уставшие сердца and члены, а также гордость такой дружбой... Получив " Натали" с твоим интервью мне немедленно захотелось сесть писать мемуары , в которых я отвела бы тебе достойное и почетное место на зависть потомкам. Но все никак не могу созреть для этого, хотя в моей такой долгой жизни было много незабываемых встреч. И боюсь, что пока это только мечта, все что-то мешает, отвлекает, волнует по пустякам и никак не могу вжиться в роль Пимена, который мог сказать, что он "закончил труд завещаний от Бога", а я даже не начинала ( отчасти еще и потому, что не совсем уверена, что Бог меня об этом просил). Как я рада за тебя, что ты продолжаешь вести жизнь, полную творческой работы, строишь планы заниматься альпинарием и выращивать диковинных "рябчиков". Все это так дивно обрамляет твою жизнь. Дорогой мой, твои очень лестные строки обо мне глубоко меня тронули. Я даже не подозревала, что я для тебя "образ".
Наташа Шапорина
Ну а стихи, это очаровательное хулиганство. Какая жалость, что мы так далеко (хотя и близко) друг от друга.Писать о своей жизни особенно нечего- если не считать моей большой любви к внуку Пополю , которому стараюсь по мере сил уделять много внимания и привить ему хоть немного того, что я получала от своей бабушки. Любит, когда ему читаю вслух- я это делаю иногда до хрипоты, гуляю с ним по паркам, он знает марки всех машин- у нас полно иностранных теперь.Охотно слушает, когда я пою ему французские песенки и шансоньетки. Французское посольство, которое недавно у нас открылось, любезно прислало мне конверт с визитной карточкой и прессой. Я была там у атташе по культуре, и мой взор радует развевающийся над посольством "триколор" как называют его французы. А русский флаг здесь не увидишь, разве только когда тоже откроют посольство. Гражданство надо будет принимать, поскольку очевидно придется жить здесь до конца дней, а к тому же у  меня атрофированы все националистические чувства и в  Россию "такую" пока не тянет. Но это сложный разговор и не будем об этом. Мне очень, очень не хватает порой тебя, твоего смеха, жизнерадостности и нежности, ты действительно счастливая и добрая страница в моей жизни.Как много хочется мне сказать, все кажется что что-то не досказала, но боюсь, что не хватит бумаги все это исполнить, а поэтому будем беречь и хранить то , что нам послала судьба"
            
    Говорят, не бывает дружбы между мужчиной и женщиной, а могут быть только отношения. Может быть ! У Наташи был добрый и преданный друг, и никакими отношениями эта дружба не была омрачена. Друга звали Игорь Борисович Дмитриев.
Состоялось знакомство много-много лет назад, когда они были еще молодые начинающие  ленинградские  художник  и актер. Оба яркие, интеллигентные,высокообразованные, не заметить друг друга они не могли. Искра любви между ними не пробежала, но радость простого человеческого общения они пронесли через всю жизнь. Для них быть где-нибудь в одном городе и не встретиться- это нонсенс. А сколько стихов, и серьезных, и фривольных,  написали они друг другу.

               Шутливое поздравление с берегов  Даугавы на полувековой юбилей милого друга:
                                     Итак, на берегах Невы,
                                     Пардон, вернее Черной речки
                                     Живет наш баловень судьбы
                                     И не дает ни в чем осечки.
                                                  Высок и статен, и кудряв
                                                  Он излучает обаянье
                                                  Весьма изыскан его нрав,
                                                  Но это свойство гениальных.

                                  Друзьям он верен и любим
                                  Врагов разит стрелой ироньей
                                  И разлетаются как дым
                                  Их козни- тучею вороньей.
                                                 Когда надев свой блейзер летний
                                                 Он элегантный точно лорд
                                                 Встречает день свой полстолетний –
                                                 Хвалы сливаются в аккорд.
                                  Давно запряг в одну упряжку
                                  Киноискусство и театр
                                  И слава мчится за героем
                                  В Париж, Варшаву, Волгоград...
                                                 Когда же славой утомленный
                                                 Он возвращается домой,
                                                 Надев халат чехословенный
                                                 Вкушает сладостный покой...
                                 Ему несет Алеша туфли
                                 Лариса варит крепкий чай
                                 А мама с нежною улыбкой
                                 Слезу роняет невзначай.
                                                 Но вскоре вновь рога трубят
                                                 И бьют копытами пегашки
                                                 Артиста вдруг в Ташкент хотят
                                                 И вдаль скрывается упряжка.....
                                 И так в дороге он всегда....
                                   Даря всем людям свой талант

                                   И сим посланье завершу
                                 Чтоб юбиляр не забывал:
                                  " Что раздаешь- твое
                                   Что скроешь- то потеряно навек!"


Невозможно описать все эти милые проказы взрослых людей, уже немолодых, но еще таких юных духом:
                            В душе осадок, в сердце боль,
                            Что не лепил тебя  Майоль.
                             И жаль, что не твоя нога
                            Так вдохновляла Э. Дега.
                             Зато Базиль, хоть не Коровин,
                             Но был он все-таки Шапорин.

                                               Что говорить! Имело вкус
                                               Немало мастеров искусств....
                                               И лишь касание  твое
                                               Давало   вдохновение
. ..
                               Писали музыку они
                               И прочие произведения.
                               И даже Питерский роман
                                В Париже волновал  экран.

                                                  Почти полвека не скрывал
                                                  И я своей любви флюиды,
                                                  Я дружбу нашу сберегал
                                                  Средь человеческой корриды
                                                                                                                                                                   
                                Ты знаешь, что моя жена
                                К тебе душевна и нежна
                                Ведь не ревнует же Лариса
                                К тому, что я люблю Матисса.

                                                  Теперь мы едем с горки, право,
                                                   Но еще можем оценить
                                                   Полозьев легкое скольженье,
                                                   Порывы ветра на лице
                                                   И ....шевеление в яйце.

                                  И если Высшее творенье
                                  Своей рукою гладит нас,
                                  Склонимся мы с благодареньем
                                   И в этот день , и в этот час.

Игорь Дмитриев , 15 ноября  1990 г.,Санкт-Петербург
.
    Телеграмма-поздравление от Игоря Борисовича на 60-летие Наташи:
- прикованный болезнью постели артист Игорь Дмитриев просит принять и записать следующую телеграмму:
                                                            Я девочкой тебя не знал
                                                            Не рвал с тобой цветы
                                                            В твоей груди я не искал
                                                            Девичьей чистоты...

И я правильно делал, да и не это главное в твоей груди. Важно, что под нею! А под нею твое сердце, доброе и отзывчивое и мой первый тост за него! Мой второй тост за то, чтобы твои следующие 30 лет были так же свежи, хороши , жизнерадостны и любвеобильны. Полны юмора, задора и  оптимизма как твои 30 только что ушедшие. Мой третий тост за твоих ребят Пешу и Соню, которых очень люблю. Обнимаю, целую, твой Игорь».

                           Новогоднее поздравление . 1992 год.
 С Новым годом! Не знаю, кто ты теперь- госпожа или сударыня? Мадам ( то, что не Мадемуазель, я помню) или леди? Вспоминаю жизнь и тебя в ней, в моей жизни немало. Это хорошо! И я радуюсь! Здорова ли ты и благополучно ли все, что окружает твою семью? Очень тепло вспоминали тебя 26.11 у Ляльки(Елена Николаевна Мелик-Багдасарова)
Елена Николаевна Мелик-Багдасарова с дочерью Анютой
на дне рождения, где очень сузился круг....Вчера на рынке поймал себя на том, что внимательно смотрел не на продукты на прилавках, а на людей, которые покупали свинину по 160-200 рублей. Я не покупал. В конце месяца- премьера в театре Комедии " Фредди"- полицейская комедия и я – Фредди- старый клоун. Худ.- Римма Юношева. Она очень славная, знаешь ли ты ее? Целую тебя, друг мой! С Новым годом. Игорь.

А вот отдельные выдержки из их переписки:
 -Завернул в бумажку Мишка
 Ни конфет и ни коржей
 Для Наташеньки он шишку
 Приготовил посвежей
 Пусть нам тоже достает
 Лишняя не пропадет
 С новым годом, Натали,
 Бог тебя люби, храни!

 
-" Милый друг Натали! Вдруг решил, что должен послать тебе привет, сказать что я твой друг и люблю и помню и хочу знать. как ты. Целая жизнь связывает нас, и я желаю тебе здоровья, сил и радости!
- "Дорогая Наталиша! Играю "Королей..." в вашей Опере. Главное, не запеть там по латышски... Окажи услугу-узнай телефоны Вии Артмане, Ивара Калниньша и Яковлева. Хочу их пригласить на спектакль когда приеду."
Гастроли в Риге. Встреча у Наташи...
-" Наташа, друг мой милый! Чем дольше знаю тебя, тем увереннее говорю о своей привязанности  к личности твоей, об уважении к стилю твоему образу жизни и достоинству. Пеша! (сын Наташи).Гордись мамой! Она всегда умеет подняться над бытом и серостью, и еще умеет взять с собой, на свою высоту дорогих ей друзей!"
  -" Натали! Вечная женщина, друг мой! Улыбок тебе, радости, свежести, весны и любви! Обнимаю тебя с прекрасным и нежным чувством твоего друга!"

А вот с присущим ей юмором пишет   Наташа:

" Отвыли мартовские кошки,
 Отмыты грязные окошки,
 Все так же пахнут тополя,
 Весной  запахла  вся  земля....
 Все как всегда, все как всегда
 Но мы-другие, господа.
 Нет, ошибаюсь я, друзья,
 Все те же мы, лишь мощь не та!

 Конечно, если б юность знала,
 А зрелость все еще могла.
 Она бы миру показала
 Как надо браться за дела...
Да,надо жить уметь всегда,
  Не унывая никогда,
 Ты счастья в радости ищи,
 Скорей ее в постель тащи,
 Чтоб много лет ты это смог,
 И да поможет тебе Бог!"

Когда пишутся  эти строки, Игоря Борисовича уже нет с нами, совсем недавно он покинул этот бренный мир. Прожив длинную, наполненную жизнь, нам со стороны он казался  очень счастливым, благополучным,безмятежным. И только читая его письма,  открываешь для себя совершенно другого человека.

                         Натали, милый мой, старинный дружок!
       Поговорил тогда с тобой и повеяло юностью, увы далекой, о которой все чаще ностальгирую, совершенно не внимая и не ощущая поговорки о том, что в каждом возрасте есть своя прелесть. Может быть она и есть, но я как-то не ощущаю ее под навалившимся грузом бесконечных проблем и плохо представляемого будущего. В тебе всегда было больше оптимизма, ты молодец, а я не могу похвастаться легкостью. ...Не выходит и не выйдет из сердца и из головы Алеша. Твоя потеря была более трагична и ты поймешь меня. И даже сознание, что ему хорошо и что он живет выбранным собой путем, не облегчает моей постоянной раны. Мама больна тяжело и необратимо-она требует постоянного ухода и я , бывая в Ленинграде, разрываюсь между домами и работой ( стирка, уборка, рынки, магазины, ремонт, врачи) и еще тысячи дел, которые поглотили меня и иногда я поражаюсь, что еще играю часто, и подчас еще и комедию.
А иногда мне кажется, что я вовсе деградировал как художник и погряз в быте и заботах.
Хотел написать тебе веселое письмо и с этим садился за стол, а вот жизнь продиктовала свою правду и повернула мой слог и стиль. Извини.
Как то очень быстро пролетела жизнь. Особенно последние годы я ощущаю это. И при всей видимости благополучия и удачливости- безумно-мучительное ощущение, что очень мало сделано. И только мысли о том, что все могло быть хуже, и бывает и было у моих друзей гораздо хуже и могло быть у меня- дает незначительное облегчение неглубокому вздоху.
                                             Целую тебя.И.Б.

18.09.90.  Какое новое открытье-
                 Знал я  всегда про те Шабли,
                 Где виноградники цвели.
                 А оказалось вдруг, что в Сочи
                 На мир смотрели детства очи
                 И средь диковинных азалий
                 Тебя взрастил сам гос. Дендрарий!

                Вот  наконец открыт секрет
                Вечно-зелености твоей
                И вечной женственности лет!
                И  вечной  свежести  идей.

                А в школе, близ церквушки вашей
                Теперь медсестры познают
                Науку и ...любовный труд
             ( Как в этом возрасте Наташа)

               Но не научит их никто
               Искусству жить, шутить достойно
               И по –французски говорить
               Так элегантно и фривольно.

              Увы, но в новом поколеньи
              Ни шарма, ни изыска речи
              Где, нам дарящие волнение?
              Иных уж нет, а те- далече...
                                   Игорь Д.
           
                                           Мой дорогой друг Натали!
  Как ты мила даром души твоей,который мне прислала. Я всегда считал-дар духа дороже дара кошелька!И ты тоже!
Статья неплоха! фото-отличные! Мне только показалось, что автор несколько уменьшила масштабы моих ролей, инсценируя их эпизодичность.Что хотя и наличествует,но не преобладает в моем творчестве.Но это деталь.Мне понравились две привязки к Риге и рижским актерам,что делает понятной и привлекательной статью для латышей. Я живу творчески радостно, активно и интересно.
Кадр из фильма
  Запомни:  "Клуб самоубийц"
                    "Мой папа-идеалист"
   Начал:      "Овод"
                    " Копилка"
                    "Идеальный муж"
  Мой голос можешь услышать в " Завещании дона Рефухио",и "Среди коршунов".
  Радио, концерты и педагогика с бездарными эстрадниками в училище.
  Лично: Дома хреново, как всегда. Полное непонимание меня , и что еще хуже- равнодушие Ларисы к моему творчеству. Алексей- молодец, 3-ий курс индологии, но сух и холоден (как мать). Есть радость от людей, которые любят и понимают меня!!! И друзья! Ты в их числе! Целую Игорь. Буду в Риге с " Идеальным мужем".


20.01.97. С- Петербург.
    Наташа, милая, хорошая!
    Ответь, куда тебе писать.
    А ты сама, ебена мать,
    Цветы прислала и бычка
    Но не хватает пустячка-
    Твой новый адрес неизвестен,
    А он мне небезинтересен.

   Знакомый стиль и прежний юмор
   И строчек ровненький забор...
   Все говорит, что твой задор
   Не угасает. И маразмом
   Еще не пахнет. Я с сарказмом
   Тебе об этом всем пишу
   Посколько сам я им грешу.

  Живу спокойно. Без страстей.
  Совет мне дали- выпить фосфор.
  И что ж? Он! – светится в ночи,
  Но не твердеет. Промолчи,
  Мой друг и сожаленья
  Не шли. А помни
                                  Чудные мгновенья...

Лялька – бедная, оклемалась после операции, так перед Новым годом полезла на подоконник то ли окно мыть, то ли вешать портьеру и упала, сломала руку. Ответить тебе на твои два письма не может, но клянется сердечно и адрес твой дала.
                       Целую тебя. Привет детям и внукам. Твой Игорь.

С.-П. 4 .05. 99. ( утро).
                 Ах, милый друг- Наташа наша!
Вчера в именинном Лялькином застольи на восемь персон было очень тепло, в меру весело и главное- искренне! Правда, тема остеохондрозов, лечение пиявками, урология и обмен прочими анамнезами витала над столом... Но разнообразно- вкусная еда, сварганенная ловкою Анютой, прерывала эту дискуссию. Пили в меру. Вспоминали друзей. Говорили о тебе и Лялька дала твой новый адрес и по свежачку воспоминаний вчерашних решил я написать тебе , что в памяти друзей твой светло- седоватый образ жив, а душа улыбалась при воспоминании о личности твоей неординарной, о таланте художника ( подтвержденным благородным жестом латышского кино (  солидная  персональная пожизненная добавка к пенсии) и умение жить легко и красиво, перешагивая через годы и невзгоды....
То, что мы все постарели- не будет ошеломляющей новостью для тебя и , надеюсь, не сразит своей неожиданностью. Но все же, собравшись, уже очень сузившимся кругом, были рады друг другу, какие уж есть, поскольку жизнь разная была, но пройдена рядом.
Лялька была в форме, с хорошим лицом и укладкой, вернее прической ( точнее!). Ей трудно ходить после сломанных ног, но сидячий экстерьер был вполне, вполне респектабелен и красив! Марина Р. страдает ногами, но дух ее бодр и весел, юмор мягок, а любовь к Юре А. – прежняя. Они взаимозаботливы и это приятно.
М. Фомина ( дочь И. И. ) в хорошей форме- молчалива и умна, деликатна и сердечна в общении, как всегда.
Еще двоих я не знаю. Хотя и видел раньше- приличные, интеллигентные, близкие Лялькиному дому люди.
Кошка и собака- под столом.
Думаю, что Ляльке живется не легко и не спокойно с Анютой, которая очень много работает, чтобы обеспечить уровень дома и быта...Но все же – она одна, без детей, без надежного друга ... и это неизбежно создает шероховатости ( говоря деликатно) между ними.
Я вспомнил, что когда ты впервые ввела меня в этот дом- Лялька была намного моложе теперешней Анюты...
В ноябре у меня был неглубокий сердечный " казус", но вовремя захваченный  больницей, а потом санаторием, он оставил скорее психологический след в осмыслении бытия.
Свои 72  в конце мая я не отмечал- не получилось, не хотелось.
Не могу гневить Бога- есть работа и востребованность.
Выступаю. Играю в Комедии немного. Читаю на эстраде. Кино- мало. Присутствую. Презентацирую. Фуршетирую. Иногда не в силу желания, а скорее из необходимости не " выпадать из обоймы". ...
Три раза откажешься, на четвертый не позовут....
Юбилей Набокова в Пушкинском театре. Вечер духовной музыки Д. Эллингтона. Творческий вечер В. Успенского ( композитора) в Капелле.
Презентация новой книги А. Собчака " Ленинград- Петербург", где по личной просьбе Л. Нарусевой читал Н. Агнивцева.
Ну, а теперь- Пушкинские дни.
В Шереметьевском дворце- бал-имитация Пушкинского бала вместе с С. Белзой.
Концерт в Петергофе etc....etc....
Слава Богу, что зовут, что нужен!
Сотрудничаю, кроме Комедии, в "Театре русской антрепризы им. Миронова"( что на площади Л. Толстого в бывшем к/т « Арс» на 200 мест).
Увлечен своей телепрограммой (по Петербургскому ТВ) ежемесячно, уже 30 передач.
Это как-бы страницы ненаписанной биографии через людей, с которыми дружил, любил, работал. Последние две были З. Шарко и Дмитрий Толстой – прекрасно получились в силу 40-летней дружбы и лестничного соседства с Митей, было о чем поговорить, вспомнить.
Вот тебе обзор позитива!
Врать не буду, есть и негатив. В нем естественные для возраста недуги и хвори. Но главное- чувство одиночества неистребимое и тоска, и сентиментальная слезливость  и "замирание под ложечкой"...
Жизнь наша с Ларисой не всегда и не во всем ( как и у всех) была легкой и праздничной, но с ее уходом (у нее было два инсульта) , хотя это и за океаном  после трех лет отсутствия ( хотя я и был там у них два раза) – оборвалась еще одна опора ( после мамы!). И самое трудное- невозможность исповедальных бесед...советов, уверенности, что ты понят, и что собеседник сострадателен.
Вот это мучает и приводит к тоске.
Быт кое-как налажен. Кто-то убирает, кто-то готовит...
Но утром...Рано проснувшись одолевают мысли и проблемы и крутятся в голове, и неразрешимость их доставляет страдание.
А в целом, Наташа! Надо Бога благодарить, что дал нам жизнь и дает радость видеть солнце, слышать друзей и беречь их в сердце своем! Целую тебя, дорогая моя! Твой Игорь Д.

 Последнее Новогоднее поздравление в 2003 году.
Милый, дорогой друг Наташенька!
 Как славно и радостно было получить от тебя добрые Новогодние строчки. И пахнуло воспоминаниями молодости и озорства и радостно согрелось сердце, что так нужно и с годами все ценнее и дороже. Радуюсь я востребованностью в творчестве. Играю теперь еще и в БДТ-" Таланты и поклонники"- это приятно, м.б. будет там что-то и еще...Свой театр не люблю. Сука-худрукша,уморила буквально Демьяненко, Воропаева и еще, и еще. Не хочу говорить. Лялька болеет, один перелом за другим. Анюта сделала две операции, и нужна третья, которую будет делать вскорости. У них сложная жизнь взаимных обид и это очень тяжко. Похоронили Эмму Попову, Сашу Володина и т.д. и т. д...Это все тяжко и грустно до боли. Но есть и радость-весь Новый год ( неделю) провел в Египте. Купался и отдохнул. Нового пока не репетирую и раздумываю, как отметить 75-летие в мае! Хлопотно, но вроде надо! Дети- внуки ( им уже по 8 лет) Слава Богу, здоровы. Летали на Новый год с родителями на Таити! Обнимаю тебя, целую нежно. Счастлив, что написал тебе! Твой Игорь.
Игорь Дмитриев покинул сей бренный мир в 2008 году, до последних дней снимаясь, играя, презентируя , пережив свою подругу на 5 лет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий