суббота, 12 декабря 2015 г.

" Угрюм-река" Свердловская киностудия...

  В труде художника обязательно есть работы как эпохальные, так и незаметно промелькнувшие, не оставившие о себе никакой памяти.
  1966 год приближался к своему завершению, ничем особым не оставляя о себе воспоминаний. Незначительные работы на киностудии, несколько эскизов для театра -все очень провинциально, без размаха. Но конец ноября неожиданно нарушает спокойную Наташину жизнь. Она получает лестное письмо из Свердловска с предложением принять участие в съемках худ. фильма по роману Шишкова «Угрюм-река»

в должности ассистента художника по костюмам. Это было  очень приятно, но не без горчинки. Наташа уже давно ощущала себя вполне состоявшимся художником. Ей очень хотелось свои знания и талант применить самостоятельно, а здесь опять надо подчиняться чужим вкусам, подавлять в себе собственное видение одетых ею героев, и она в ответном письме директору студии просит о том, что она согласится на их предложение  только на должность художника по костюмам, а не ассистента. Это был с ее стороны очень рискованный шаг, так как в это время она находилась в простое. Безденежье угнетало. Она почти не сомневалась, что будет отказ. Кто она такая, почти неизвестная художница с национальной киностудии?
      Но, видимо ее кандидатура все-таки кого-то заинтересовала. И начинается переписка уже непосредственно между Наташей и режиссером будущего фильма Ярополком Лапшиным. «Уважаемый Ярополк Леонидович! Пишет Вам Н.А.Шапорина - художник по костюмам. Возможно, Вы помните меня по печальной памяти фильму «Сергей Чекмарев», а затем директор Игнатов предлагал мне работать на Вашей картине « Игра без правил», чего я, к сожалению, не смогла сделать, будучи занята на другом фильме. Если у Вас еще нет художника по костюмам на Ваш новый фильм «Угрюм-река», то я с удовольствием приму Ваше предложение. Материал этого времени мне очень интересен, и я была бы очень счастлива вновь приехать на Вашу студию, о людях которой у меня сохранились самые хорошие воспоминания. Я уже третий год работаю на Рижской студии и должна сказать, что на национальных студиях работать нелегко. Хотелось бы хоть ненадолго, но к своим...»
        Наташа еще не верит в благополучный для нее исход этих соглашений, но своя студия не чинит никаких препятствий. С Ярополком уже обговариваются рабочие вопросы, и Наташа уже не сомневается. А тут еще поступает лестное предложение работать в «Трембите», от которого  она с сожалением отказывается. Она еще в Риге, но уже начала сбор изобразительного материала, несколько раз прочитывает сам роман. И все время удивляется тому, какие сюрпризы нам подкидывает наша жизнь.Еще живя в Ленинграде, она неоднократно встречалась с Клавдией Шишковой, женой писателя. Та дружила с ее свекровью Любовь Васильевной Шапориной и бывала у них на Кирочной. Думала ли тогда Наташа, что скоро и  ей предстоит очень близко  и глубоко познакомиться с творчеством В.Я. Шишкова....
        У своей киностудии получает разрешение воспользоваться рубахами, сарафанами и поддевками для массовки и второго плана с фильма «Царская невеста», которые сама и создавала. Только человек, проживший большую часть жизни при советском строе, может представить, с какими проблемами столкнулась Наташа, начиная работу над таким масштабным фильмом. 
     Но у этой жизни была и другая сторона. При всем тотальном дефиците всегда спасала человеческая доброта, бескорыстность. Она звонила на разные студии, подключала к работе всех, начиная от мастеров-одиночек до крупных фабрик и нигде не получала отказа. Безотказно срабатывало ее обаяние и тот факт, что советский народ кино любил.
         Представить такое уже в наше время просто невозможно, где все ценности меряются только денежными отношениями.
      И вот, сделав все возможное и невозможное к началу своей работы, Наташа в начале 1967 года благополучно отбывает в Свердловск. По приезде она селится в гостинице «Большой Урал», в центре города , где студия забронировала ей номер на длительный срок. С раннего утра она уже на ногах,т.к. сделать надо очень много. Нельзя пропустить   ни   одной   мелочи.   Она  не   выпускает   из   рук   записную   книжку,  где скрупулезно расписан каждый  день.
       - Сегодня надо съездить на меховую фабрику, не забыть позвонить обувщикам...
       - Если успею-забегу в универмаг, где обещали привезти бархат...
       - Обязательно заглянуть  в театральные мастерские.....
Вечером, усталая, буквально падающая с ног, Наташа садится за рабочий стол и начинает рисовать (рубать эскизы- ее любимое  выражение). Это были самые блаженные минуты уходящего дня .Она наконец-то осталась наедине со своими героями. 
      За окном темно, луна окутала город своим чарующим полумраком, скрипит снег под ногами одиноко пробегающих, прохожих . А в номере тепло, уютная лампа под абажуром , тихо работает ее старенький радиоприемник и рисунки, рисунки... Реальности уже нет, Наташа там, где Анфиса, Синильга, Прохор. 


       Незаметно пролетела ночь. Пол вокруг стола усыпан блокнотными листами, глаза начинают слипаться, но спать уже некогда, скоро будильник нарушит тишину. Еще успевает написать пару писем. Сын вернулся из Якутска в Ригу. Жаль, у него так все хорошо складывалось на Севере. Хорошая работа в аэропорту, капитан сборной по баскетболу, с которой объездил пол- Сибири и Дальний Восток, но болезнь маленького сына заставляет его возвратиться в Латвию. Как они там сейчас? Написал, что уже работает в Центральном аэропорту и пытается перевестись из Иркутского университета в Ригу. Материально пока все в порядке. Спасают полученные после увольнения северные деньги.
       А в один из вечеров она услышала передачу о дедушке Шапорине, своем свекре.
В центре Юрий Шапорин
Он сам рассказывал свои воспоминания о встречах с Блоком, Булгаковым, которые она слышала от него не раз. И ей стало даже грустно и жутко слушать такой знакомый и характерный голос. Все таки в итоге после смерти человека чаще остаются хорошие воспоминания, а плохие забываются. Передача была большая, почти 2 часа.
      Наташа подходит к окну. Уже совсем светло, дым валит из труб находящегося совсем рядом «Уралмаша». Пешеходы и машины заполонили улицы. Сейчас -легкий завтрак в гостиничном кафе под аккомпанемент утренней гимнастики радио « Маяк» , с удовольствием выкуренная сигарета и вперед, в суету нового дня. 
      Она не могла позволить себе пороскошничать хоть в чем-нибудь. Жила на минимальные суммы, и хоть в Свердловске с едой было все прекрасно, она часто отказывала себе в деликатесах, питаясь по студенчески. Свободное время посвящала английским и французским книгам, а также свела знакомство с семейством из Франции, которые вернулись из Парижа 6 лет назад. Слушала у них дивные записи Жерара Филипа, читающего стихи Бодлера.
      А вчера она  получила письмо от Игорька ( актер Игорь Борисович Дмитриев )
Актер и друг Игорь Дмитриев
. Передает привет от Де Сантиса, с которым встречался по ее просьбе. У того в планах совместная постановка «Дубровского» на американские денежки в России. И что он нашел интересного в этом «Дубровском»? Видно туго с деньгами. Надо будет предложить свои услуги. Очень приятно будет посорить долларами после нищенских рубликов « Угрюм- реки».  Шучу! 
        Порадовалась известию о присвоении своей милой Адочке ( Неретниеце) звания заслуженного деятеля искусств ЛССР.
    Продолжение следует...

Комментариев нет:

Отправить комментарий