понедельник, 23 ноября 2015 г.

" Клятва Гиппократа"

А  следующим фильмом Наташи стала «Клятва Гиппократа» режиссера Ады Нериетниеце.
                 

                                               «КЛЯТВА ГИППОКРАТА»
 
Так сложилась Наташина работа на Рижской киностудии, что у нее были «свои» режиссеры. Одним из них была Ада Неретниеце.

Ада Неретниеце
Ада родилась в 1924 году в Ленинграде в семье бывшего латышского стрелка, военного комиссара, в 1937 году репрессированного и расстрелянного. С началом войны с матерью эвакуировалась в г. Киров, где до ее окончания работала в военном госпитале. Окончила режиссерские курсы в мастерской Герасимова и с 1949 года начала работать на Рижской киностудии. Работала с киножурналами, документальными фильмами, постепенно перешла к художественным, и даже в некоторых своих фильмах снималась в небольших ролях. Карьера ее продолжалась до 1992 года. Умная, начитанная, образованная женщина, но по жизни одинокая.  Жила она с мамой, которую очень боялась, друзей не было, а были коллеги по работе, с которыми она водила дружбу. Очень отзывчивая и бескорыстная, всегда готовая помочь. Очень доверчивая. Уже будучи на пенсии, к ней обратились или дальние родственники или знакомые с просьбой пустить пожить на время девочку-студентку. Ада сразу согласилась, даже была рада своей новой жиличке, приняла ее как родную. Доверила ходить в банк оплачивать счета за квартиру, принести что-то из магазина, оказывала со своей стороны небольшие услуги. И как гром в ясном небе появилось письмо-предупреждение о выселении из квартиры за неуплату коммунальных услуг. Девочка-студентка оказалась с большой гнильцой внутри. Счета не оплачивала, деньги забирала себе. Для Ады это был удар. Оплатить долги было нечем, впереди полный крах. И в это время министерство культуры уже свободной Латвии назначает дополнительные пенсии заслуженным деятелям искусства, среди которых оказывается Ада Неретниеце и автор этих воспоминаний Наташа Шапорина. И надо заметить, что людей не делили на своих и чужих, на граждан и неграждан, а просто учли их вклад. Наташа Шапорина до конца своей жизни была негражданином. Ушла Ада Неретниеце  из жизни тихо, без некрологов, провожаемая в последний путь небольшой группой соседок и опекунши.
Но для Наташи она была одним из  первых режиссеров, который открыл ей двери Рижской киностудии. И одной из серьезных работ в 1965 году стал фильм «Клятва Гиппократа».


Паул  Буткевич

Фильм о судьбе молодого хирурга (первая главная роль Паула Буткевича), который после окончания медицинского института получает назначение на судно. И однажды ставит неправильный диагноз, и человек умирает.
Его условно осуждают, он уезжает на Крайний Север на далекую зимовку, где окружающие его люди возвращают ему веру в себя, в свои способности.
Снимали фильм в разных концах тогда еще необьятной страны. Весной киногруппа отправилась в Тикси, там где река Лена впадает в море Лаптевых, снимать натуру.
Специально в Ленинграде  в институте Арктики заказали унты и  брезентовые куртки на собачьем меху.
Наступала весна, но в Тикси еще – 30. Поселились в гостинице. Уже на следующий день должны снимать первую массовку. Весь город встревожен. Вездеходы носятся по горбатым улицам, бульдозеры прокладывают новые, сыпят чистый снег на черные снега Тиксинских площадей. Если все будет благополучно, т. е. не будет бурана, и все успеют снять, то дней через 10 по льду моря Лаптевых на вездеходах переберутся на остров Мостах за 80 км к северу от Тикси.
Группа подобралась дружная. В свободное время все активно изучают местный быт. Оценили оленину, отпробовали копченую нельму, восторгались струганкой из омуля. А также узнали, что северное сияние, кроме всего, это еще и спирт с шампанским.
Пока Арктика приветлива. Наташа ходит без варежек, но в унтах и теплой куртке на меху.

Вот такой он, Крайний Север
Скоро отъезд на зимовку на полярную станцию, где кроме них будет еще 6 настоящих зимовщиков.  Но на основные съемки пришлось улетать  с помощью местной авиации и секретаря райкома Артура Чилингарова.
Островом назвать  это место сложно. Где-то далеко в море Лаптевых  огромное ледяное пространство, покрытое торосами, а под ними кусочек земли длинной 7 км. Несколько строений, где живут метеорологи, и много разных диковинных приборов вокруг них.




Наташа Шапорина
Море Лаптевых

Расселили рижан в двух финских домиках, буквально потерявшихся среди торосов. Зимовщики были очень любезны, хотя им пришлось здорово потесниться. Жили по-спартански, удобств никаких, да и на улице мороз не отступал. Воздух на острове был разряженный, все довольно быстро уставали. Но работали увлеченно, без нытья. Понимали, что таких натурных съемок в их кинокарьере может больше и не быть.
Наташа  регулярно кормит группу обедами, часами простаивая  у плиты, в которой бушует пламя солярки. 

Из достопримечательностей - полосатый маяк.

Из развлечений - только радио и редкие заезды местных чукчей на упряжках, хотя в самом Тикси упряжек они не видели.

Полосатый маяк
Однажды охотники привезли белого медвежонка. Охота в это время уже была запрещена, но они клялись, что медведица сама напала на них, чтобы защитить детенышей и в итоге они ее пристрелили. Торг  состоялся, и еще одним реквизитом стал маленький Минька. Заботу о медвежонке взяла на себя молодая ассистент режиссера Расмочка. Она оказалась прирожденной дрессировщицей. Минька как собачонка бегал за девушкой, ни отходя от нее ни на шаг.  Но в фильме он почти не виден, где-то только  вдалеке мелькнула его тень. 


А также при группе постоянно находился каюр-эвенк Коля с оленями и собаки лайки Шустрик и  Мямлик.
Каюры
Каюр Коля  к тому же  депутат Верховного совета, наглый, ненавидящий  якутов, убивших его брата.

В последнюю ночь в кают-компании был прощальный банкет с зимовщиками. А знаете ли вы, что такое питьевой спирт? На следующий день в бедной голове Наташи стоял адский треск. Ну и поделом ей! 
А в Арктике уже наступил полярный день. Солнце, не успев закатиться, уже выскакивает с другой стороны. Это ужасно странно и смешно. Земля представляется этакой узенькой к концам дынькой. 

По  окончании  съемок группа на роскошном вездеходе  уже по трещинам  вернулась в Тикси, прихватив и главный теперь экспонат - медвежонка Миньку, а оттуда,  когда были готовы все ветеринарные документы, клетка, благополучно  приземлились  в Риге  и Минька торжественно был  подарен Рижскому зоопарку.
Маленький Минька
Расма еще долго ходила в зоопарк проведать своего питомца, и какие это были трогательно - печальные встречи. Он узнавал ее уже издали, начинал крутиться по вольеру, реветь, бросаться на ограду. Прожил Минька долго  и умер уже в свободной Латвии.
А северное обмундирование привезено и сдано в костюмерную и еще долго служило реквизитом, пока до него не добралась прожорливая моль.
Работа  над фильмом  еще продолжалась. В Риге быстро  приняв костюмы, Наташа выезжает в Ленинград, где собралась вся съемочная группа, и на дизель-теплоходе «Эстония»  продолжают натурные съемки в море. Идут до Таллина, там  снимают несколько сцен в порту и возвращаются в Ригу.
Вот это кинематограф! Эти экспедиции  дали  Наташе очень много. Ведь такую Арктику в художественном кино  никто никогда в Советском Союзе еще не снимал, да и на Западе кажется тоже.  

Местные...

Наташа с Расмой

Северный транспорт

В поселке

Комментариев нет:

Отправить комментарий