среда, 4 ноября 2015 г.

Наташа Шапорина. Рижская киностудия.Начало.

"Моего имени не найдут в киноэнциклопедиях. Я лишь удостоилась чести попасть в телефонный справочник членов Союза Кинематографистов СССР"  - афоризм-экспромт.

Наташа Шапорина, художник по костюмам, работала на Рижской киностудии двадцать лет- с 1964 до 1984 года. Участвовала в создании 20 латвийских картин, и около десятка набирается на студиях России. В работе отдавала себя до последнего, подчас в ущерб каким-то личным, человеческим вещам. Такова  участь художника. На "Ленфильме" она проработала шесть лет, но так и  не нашла своего режиссера. Да и студию она всю жизнь называла большим гнездом ос. Но всегда с теплом вспоминала и "Два капитана", и "В окопах Сталинграда", и "Под стук колес", и еще другие удачные и неудачные картины, где начинала с ассистента художника по костюмам, постепенно превращаясь в мастера.  Но настоящий свой талант она показала  в Риге на Рижской киностудии.
Массовка-беспризорники из " Двух капитанов"
Рига всегда привлекала ее. Это была в Советском Союзе заграница, запад. Она несколько раз приезжала на Рижское взморье отдохнуть, и как сама признавалась - окунуться в культуру, красивые человеческие отношения. В Латвию также переехал жить ее близкий знакомый, почти друг Валентин Пикуль. А в Ленинграде напряженные отношения со свекровью Любовь Васильевной, развод с мужем и двое детей на руках, нестабильная работа... И она решается на обмен Ленинград- Рига. Старшая дочь остается с бабушкой, а сын за мамой, в неизвестность. Было о как тяжело! Незнание языка, города, отсутствие хороших знакомых и друзей.
Костюмы для телефильма
Но время идет и постепенно налаживается быт, пригласили поработать на телефильме, небольшие предложения из театра Русской драмы, переводы прокатных фильмов (знания французского и английского не оставляли без куска хлеба и даже с маслом). И очень помогало личное обаяние, ее жизнерадостный характер. И даже разрыв с другом, который приехал вслед за нею, уже так не расстроил. Только стало гадко на душе, когда после его отъезда она обнаружила пропажу всех маминых драгоценностей, которые отец передал ей совсем недавно. К счастью, таких Карандышевых в ее жизни больше не было, да и драгоценностей тоже. Но до конца своей жизни она помнила о ничтожестве этого человека. 
1964 год. Наташа устраивается на Рижскую киностудию, пока временно, пока еще учеником, но и это для нее счастье. И первым фильмом, с которого начинается ее такой длинный, но такой прекрасный творческий путь настоящего художника,становится фильм-опера  
           

                                                  " ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА"

Съемки  картины "Царская невеста" в разгаре. Фильм – опера о судьбе жены Ивана Грозного Марфе Собакиной. Режиссер Владимир Гориккер. Наташа работает ассистентом художника по костюмам у Нонны Федоровны Федоровской, дочери известнейшего театрального художника Федора Федоровского. Чудесная женщина, великолепный художник, она одевала Большой Театр и даже могла работать с Галиной Вишневской, угодить которой было практически невозможно. И вот такой учитель был у Наташи на ее первом историческом фильме.
Ночное небо прорезают синие лучи прожекторов, выхватывая из тьмы ослепительно белые стены монастырей, причудливые колокольни древнего Суздаля. Рядом не спят москвичи. Их мощные армейские прожекторы скрещиваются в небе с нашими. Кажется, что начался какой-то вселенский праздник...
В стенах бывшего женского Покровского монастыря снимаются сцены Бомелия и Любаши. Артисты Рудная и Зельдин воплотились в своих героев.
С расплетенной косой, с отчаянием в глазах, босиком стоит перед дверью заморского лекаря Любаша. Ее рука с дорогим перстнем решительно хватает уродливого человека - дверной молоток. На стук из низенькой кованой двери, согнувшись, с фонарем в руках, каким-то змеиным движением выходит человек в черном. Начинается знаменитая сцена покупки зелья. Прекрасная музыка Римского-Корсакова наполняет монастырский двор, плывет над вечерними полями. Работает вечерняя смена.
Затаив дыхание, кругом стоит толпа зрителей...
А днем этот двор шумит веселой ярмаркой. Кричат  бойкие разносчики кваса, продавцы бус и лент. Бешено пляшут скоморохи, рассказывая в пародийной пантомимной пляске о бедах народных, которые приносит людям злая опричнина. По рядам ходят нарядные девушки, покупая украшения, мелькают черными воронами монашки, монахи. Калеки и юродивые выпрашивают копеечку. Группы иноземцев, брезгливо их сторонясь, глядят на весь этот шумный чужой им люд Александровской слободы - резиденции грозного царя.
Кадр из фильма
Здесь же, беззаботно выбирая товары, ходили и две неразлучные подружки Марфа и Дуняша. Юные и веселые, мерили кокошники и бусы, приценивались к шалям. Продавец-турок раскладывал перед ними свой самый лучший товар.
Но отшумел и этот объект и готовится новый -" Смотрины царских невест". Ждут приезда царя (актер Глебов) и его верного слуги Малюты Скуратова ( акт. Шевцов). Подбирается массовка,  народ  волнуется, глядя на небо, которое все чаще покрывается тучами. Ночи становятся холодней, и совсем покраснела рябина.
Это осень. А для съемок  не существует времен года. Даже в холод все должны делать вид, что  жарко, если это требуется по сценарию.
Вероятно со времен татарских нашествий древний город Суздаль не переживал ничего подобного. Орды кинематографистов 20-го века (организованно) наводнили город. Мужчины во фраках, рединготах, мещанских чуйках, дамы в шляпах с перьями, экипажи, брички... Черные, синие, красные уланы, кирасиры, гусары мчались по пыльным мостовым. Гостиные ряды запестрели удивительными вывесками. На скромных современных буфетах, приютившихся в старых домишках, повесили роскошные вывески "Ресторация с нумерами", а рядом  есть пиво и раки "для знатоков". Облупленные стены засверкали всеми цветами радуги, которые молниеносно были перекрашены мосфильмовскими мастерами, перед ловкостью которых древние суздальские умельцы только бы рты разинули.
Здесь в невероятных темпах снимается фильм  Владимира Басова "Женитьба Бальзаминова".
А у древних стен Суздальского Кремля, основанного в 11 веке Владимиром Мономахом, еще видны следы снега, наметенного кинематографической "Метелью" - производства того же «Мосфильма».
 А Рижская студия   осела в стенах  Кремля, где быстро строились  укрепления под названиями "Крыльцо Грозного", "Дом Собакина", и в 4-х км от Суздаля у реки Кидекша под стенами первого на северо-восточной Руси белокаменного крепости-храма, основанного Юрием Долгоруким в 1152 году, рижские операторы под руководством В. Масса спешили запечатлеть на пленку эту нетленную красоту.
Снимались одновременно разные эпизоды. Вот отважные бурлаки (задействованы все плотники, осветители), подобно репинским, тянут за собой лодку  с влюбленными, погружаясь по пояс в воду, чтобы придать упрямой лодочке плавность движения и не дать ей застрять на мели. С этой лодочкой у помощницы режиссера Расмы  вообще вышел конфуз. Ей была дана команда найти опытного гребца. Откликнулся осветитель Миша Суворов  с "Женитьбы Бальзаминова". Все использовали возможность подработать. Но когда начались съемки, оказалось, что он даже не умеет плавать. Лодку удержать не мог, костюм вымок, работа остановилась. Режиссер вне себя. Бедная Расма готова была провалиться от стыда за свою находку.
Та самая бедная Расма
Операторы в это время  старались как можно больше захватить в кадр монастырские стены, отражающиеся в воде облака, на этом фоне снимают молоденькую царскую невесту Марфу с возлюбленным Иваном Лыковым, отца и подругу Дуняшу, отплывающие на лодке по реке Нерли. И тут же недалеко, в диких камышовых зарослях, в топких болотах бежит за ними несчастная  Любаша, сгорая от желания узнать, кто ее разлучница.
Кадр из фильма
А скоро по тихим улицам Суздаля помчится черная стая верховых опричников.С гиканьем будут врываться они в двери домов, вытаскивая оттуда рыдающих девушек и перекинув их через седло, мчаться в темную ночь. Уже отснято много материала, работа идет дружно, несмотря  на неожиданную южную жару. Все понимают, что надо ловить солнце, что эта неслыханно хорошая погода  неправдоподобно хороша. что так не бывает долго. Все готовы работать без выходных, ибо слишком хорошо знают, что такое дожди в экспедиции.
В свободное время выезжали на экскурсии по Москве, пересмотрели весь репертуар театра Советской Армии, благо Владимир Зельдин был его ведущим актером. Познакомились и с его женой Галиной Олейниченко, певицей Большого театра. Она приезжала на выходные в Суздаль посмотреть съемки и послушать свои записи в производстве. Очень важная, но любезная дама. А также в свободные вечера  устраивали себе верховые прогулки в окрестностях, которые с удовольствием организовывали конники-спортсмены из массовки. После таких выездов долго болело и страдало одно место.
Не пропускали и интересные фильмы в местном кинотеатре. А какие купания устраивали в теплые, тихие вечера в Каменке. Очень хорошо Наташа описывает все в письме к сыну:
"Дорогой мой Бинталька (ласковое обращение)! Сижу на берегу знакомой тебе древней реки Нерли в Кидекше, под стенами известной тебе и мировой архитектуре церкви Бориса и Глеба, особенно памятной именно тебе, где ты так сладко выспался под воротами в роскошном боярском костюме, за что и получил три рубля! Съемки подходят к концу, надеемся, что числа 4-го сентября двинемся в обратный путь. Сейчас идут досъемки и пересъемки. Только что кончились большие и изнурительные массовки – работали в две смены. 
Погода нас в общем не подвела - сейчас " уж небо осенью дышало", но все равно тепло и очень приятно. Дождей настоящих еще не было. Рябина красная и сладкая, сидим у капустного поля и грызем ядреную капустку. Реку переехали на другую сторону- церковь перед нами. 
Постепенно начинаем  упаковку вещей - кое-кто из бутафоров, декораторов уезжает, и актеры тоже. Здесь еще Дуняша - Мариша, передает  привет своему легкомысленному Дон-Жуану, Рая – Марфа, Рудная давно уехала, Ваня Лыков тоже. Уехали наши друзья всадники – конники-спортсмены, с которыми мы очень подружились и преотлично по утрам ходили к ним с Расмой и совершали дивные прогулки верхом в окрестностях. Ты будешь смеяться, но я совсем стерла себе зад на седле - и теперь сижу боком и страдаю, а ноги болят как после лыж. Вечер сегодня очень теплый и тихий, купались в Каменке в 5 часов вечера после съемок. 
Ну, мой щеночек, скоро увидимся. Жди телеграмму!"
А   уже к концу сьемок Рижской студии город стали заполнять войска кинофильма " Война и мир"с Сергеем Бондарчуком, Ленинградская кинохроника. Никогда этот город не будет спать спокойно! 
Это был один из первых Наташиных фильмов на этой студии. Да и сама Рижская киностудия по настоящему начала работать только с 1961 года, когда на улице Шмерля 3 были построены павильоны, самые большие в Северной Европе.Хотя и образована она была в 1940 году, но помещения были раскиданы по всему городу, фильмов снималось мало. Но постепенно киностудия стала одной из ведущих в Советском Союзе. Работой были обеспечены более 1000 человек. Фильмов снималось очень много, вплоть до 1989 года. Многие фильмы заслужили поистине народную любовь и до сих пор демонстрируются.
Субботник на Рижской киностудии
С коллегами Рижская киностудия
К сожалению  после крушения Советской империи она как студия прекратила свое существование. Помещения были сданы в аренду, все оборудование куда-то таинственным образом исчезло. Были попытки забрать в частные руки все фильмы, но пока они еще принадлежат государству, и новое поколение жителей Латвии с удовольствием смотрит эти фильмы.
Как-то нам по делам с мужем надо было съездить в этот бывший очаг латвийского киноискусства. Поразила заброшенность. На стоянке припарковано несколько машин. Вокруг ни души. Почти все двери закрыты. Наконец нашли вход и  увидели охранника. Он  с трудом пытался нам объяснить, как пройти по всем этим студийным лабиринтам. Мы искали обосновавшийся там музей киноискусства. Долго плутали по заброшенным  помещениям. В одиночку находиться там было бы неуютно. Случайно зашли в огромный съемочный павильон, где накануне была молодежная дискотека. Вид удручающий. Огромное пустое темное помещение, весь пол усыпан пластиковыми бутылками в основном из под пива, кое-где лимонадные и водочные. По углам очень много использованных шприцов, разного мусора. Воздух еще тяжелый,смесь сигарет и дыма от сцены.  Да и наконец-то найденный нами музей тоже вызывал только грусть.






  

2 комментария:

  1. Очень интересно ! Спасибо, дорогая Вера, читаю о Наташе с удовольствием )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Вам !Продолжаю писать. Много есть интересного из Наташиной жизни.

      Удалить