суббота, 2 января 2016 г.

"Угрюм-река" Свердловская киностудия. Продолжение...

      А кино продолжали снимать. Страсти кипели не только в режиссерских фантазиях, но и в жизни. Как-то Наташа решила приласкать четвероногого " актера" породы овчарка по кличке Урал. На руках у нее были перчатки, и как только она протянула к собаке руку, как та со страшной силой вцепилась ей выше локтя. Визг, крик, пса с трудом оттащили и бегом повезли искусанную Наталью в местную больничку. А оттуда сразу в Свердловск.
      Вот как  описывает эту историю сама потерпевшая  в  письме  к сыну: "Наконец-то вчера сняли швы, а два дня тому назад гипс. Рука действует нормально. Ведь мне была бы крышка, если бы я стала калекой-даже страшно подумать! Но шрам ужасный,  рука с эстетической стороны изуродована. Лечат меня хорошо и заботливо, каждый день кварц, меняют бинты, благо поликлиника рядом со студией и мне не надо ездить. Уколы от собаки не делали, ее пока поместили в карантин, и делают уколы ей а не мне (шутка наших остряков). Но так как она очень известна в городе и сверх породиста, то ввиду этого я видимо не подвергнусь бешенству и неприятная процедура уколов в живот в конечном итоге меня миновала. Теперь у меня след от Урала на всю жизнь. Моя группа, вернее ее остряки, преподнесли мне за храбрость "золотую" собачью медаль с датой укуса. Им то смешно, а мне не очень".
    Но не только Наташу подстерегали неприятности во время работы. На съемках начались неприятности и даже трагедии. Вначале шел беспрерывный брак пленки, а  ночью главный герой Володя Гусев, он же киногерой  Прохор Громов,  сломал себе во время  съемок ногу, прыгая со скалы. Выбыл из строя на 45 дней. И теперь его пытаются заменить другим актером под видом невыполнения съемочных сроков, а попросту из-за интриг студийного начальства, которое не уверено в нем. Вся группа потрясена такой подлостью и неизвестно чем это кончится. Собираются вызывать другого актера, который заранее уже всем неприятен.А Володя очень милый паря и всем его ужасно жалко. Настроение в группе мрачное, съемок нет уже несколько дней. Все ждут окончательного решения в высших сферах, а в Свердловской больнице валяется с ногой в лубках бедолага Гусев. И в итоге Прохором становится другой актер Георгий Епифанцев.
Кадр из фильма с Георгием Епифанцевым
Позже уже все его приняли и он даже написал Наташе стихи на память в ее записную книжку.
" Закаты дня у берегов зари....
Уходит жизнь для вечности и снова
Приходит жизнь и вновь огонь горит
На фоне дня и неба голубого"
Свердловск 26 июля 1967год.
 Наташа сама тоже часто превращалась во время работы в скалолазку. Много эпизодов снимали на утесах. А утесики - будь здоров! Наверх еще могла влезть, а смотреть вниз тошнило от страха. Все осветители героически тянули кабели , страхуясь только веревками, которые держали люди.

 Очень часто и погода диктовала свои условия. Неустойчивая, то мороз, то тепло-давление скачет как конь. Сегодня 16 октября вернулись со съемок с Чусовского озера, где в труднейших метеорологических условиях снимали объект "тунгусское стойбище",
Готовится объект"тунгусское стойбище"
где тунгусов в основном изображали местные татары, разбавленные местными корейцами плюс маленькая чучмечка Анка, дочь оператора Васи Кирбижекова. Его к сожалению оторвать от камеры и переодеть тунгусом не удалось, т.к. он незаменим. Действие происходило у дико вонючих чумов, покрытых сыромятными шкурами коров, которые должны изображать оленей- так мы делаем кино и заставляем простодушного зрителя верить в истинность происходящего.
Последний штрих в костюме
Ветер завивал и швырял остатками листьев, холод был страшный, все, начиная с актеров, "глотали устриц", а кто и покрепче.Завтра продолжение с утра этой же сцены.
    А сейчас Наташа греет чай и садится писать письма, и потом сразу в постель, чтобы хоть как-то согреться. Наверное теперь на самом деле начнутся холода, а до этого погода стояла на редкость теплая.
    А сколько нервов и здоровья стоила история с костюмершей , когда Наташа почти два месяца пыталась поменять грязнулю Верочку на милую Татьяну Юлиановну.Для художника на сложной картине хороший костюмер- это все!
     И неудивительно, что скоро Наташе пришлось прибегнуть к сердечным каплям. Навалилась безумная усталость. И моральная и физическая . Она даже запереживала, выдержит ли до конца съемок. Но сдаваться нельзя. Вот как в одном из писем сыну она описывает свою работу: "Ты не можешь себе представить до какой степени я замотана- превратилась в заезженную клячу, вечно спешащую, прыгающую с газика на газик, хватающую на лету актеров, силком увозящую их на примерки, т. к. все костюмы шили в разных театральных мастерских;словом, вечно язык на плече, некогда светлое американское пальто от вечной трепки превратилось в довольно бесформенную вещь серо- грязного цвета. Вдобавок хожу в черных брюках и черных замшевых алясках что-бы было теплее.
Согревались как могли-с Людмилой Чурсиной
Каждый день ругаюсь с директором картины, который называет меня мотовкой и транжиркой и грозит всякими карами , если я перерасходую свою костюмную смету. И ко всему еще  всю неделю переношу грипп на ногах.Заболеть и лечь невозможно. Глотаю кальцекс и аспирин, слабость и шум в ушах, двигаюсь как робот, а иначе всех подведу если слягу. Никакой личной жизни. К вечеру одна мысль- кинуться на свою походную кровать и заснуть, но от нервов и усталости началась бессонница. Стала пить снотворное впервые в жизни. Одна лишь мысль поддерживает меня, что все труды не зря".
    Но несмотря на все трудности, работает Наташа с огромным удовольствием и интересом и надеется, что ее труды будут видны на экране и не пропадут зря. Здесь буквально  в каждый костюм она вложила пучок нервов и стакан крови!  Ведь картина заказана московской студией телевидения и сразу же куплена кинопрокатом для всего Союза и заграницы.
Работая над такой сложной и значимой картиной, Наташа тайно надеялась и на свой карьерный рост. Ведь за ее плечами уже пол-жизни, хочется иметь какое-нибудь звание. Она хотела стать членом Союза кинематографистов, и это сразу открывает перед нею большие возможности, начиная от бытовых и до рабочих. Рекомендацией она могла заручиться только здесь, на Свердловской студии от режиссера-постановщика Ярополка Лапшина, который являлся председателем местного отделения Союза и с его помощью пробовать вступить в Латвийское отделение. Она надеялась на его доброе отношение, но за ним еще надо будет походить, чтобы застать его в добром настроении, т. к. нрав у него крутой и вспыльчивый. Опять же- это удобно просить только к самому концу картины.
    Но в конечном итоге почетного звания члена Союза с помощью Свердловской киностудии ей добиться не удалось. Процедура оказалась очень сложной, длительной , решаемой только на своей Рижской студии. И только через много лет Наташин талант будет наконец-то оценен и ее с почетом  примут в Союз Кинематографистов СССР.Но добрые слова за свою работу на этом фильме она получила. Директор студии Игнатов назвал ее лучшим художником, а Я. Лапшин по окончании съемок сразу же предложил продолжить работу уже в новом , более интересном фильме " Приваловские миллионы".От чего Наташа с сожалением отказалась.
   Продолжение следует...

Комментариев нет:

Отправить комментарий