воскресенье, 13 марта 2016 г.

Рига. Рижская киностудия. Жизнь продолжается!

                                Вот и остались в прошлом Урал, Свердловск, бессонные комариные ночи в тайге, Наташа снова  в Риге. И понимает, как она соскучилась по этим мощеным узким улочкам, уютным кафе,этому непередаваемому духу многоязыкого города. Родная студия предложениями пока не балует. но без работы она не остается. Часто приглашают то переводчиком к приезжающим иностранным делегациям, то в кинопрокате озвучить демонстрирующийся зарубежный фильм. Даже было приглашение от управляющего совминовского  дома на улице Спорта, где проживали семьи членов латвийского правительства, принять участие в просмотре и продублировать  новый французский  фильм. Вспоминает Наташа:"  Наш новый босс – председатель министерства по кинематографии Олег Алексеевич Руднев , неизученный еще никем из подчиненных, пригласил меня переводить эти картины и очень энергично использовал мои знания. Превознося мой переводческий дар, он привел меня в частный дом Ц. К. ( к Цезарям), куда некогда привозил и Н. Н. Карклиню, но это было совсем по- другому тогда, для перевода вышеупомянутых фильмов. 
   Я очутилась в обществе шести мужчин, государственных мужей, глав республики, которые собрались в своем просмотровом зале тесной компанией, чтобы на досуге ( кстати, это был понедельник, и республика, неуправляемая никем и не догадываясь об этом, мирно шла своим путем) посибариствовать со стаканчиком "Камю" в руке и вкусить запретный плод западного искусства. 
   Впервые я переводила столь серьезные и трудные фильмы  попивая коньячок и сознавая себя королем, которому внимают столь важные особы. 
   Необыкновенное внимание и любезность окружали меня почти весь день. 
   За меня поднимали столько тостов, сколько вряд ли было за всю жизнь. 
   Просмотр завершился обедом  в их доме, где снова лились тосты и коньяк. Еда была отменная и мужчины любезны. А Август Янович Восс кончил тем, что стал читать стихи русских и советских поэтов и читал превосходно. И вдруг сказал, смотря на меня :" Сейчас я прочту стихи о вас" - и произнес первые строки стихов Евтушенко
                  -Женщина сушила косы, 
                   Пахнущие утренней рекой....
  Я засмеялась и сказала- " Почему обо мне, у меня даже кос нет". " Сейчас узнаете"-ответил он и попросил принести двухтомник Евтушенко и действительно это было необыкновенно точно
   Если доведется писать подробно свои воспоминания, тогда вспомню остальное. Пока и этого хватит...."
 Сотрудничала и как внештатный корреспондент с  прессой .Вот одна из ее статей для " Пионерской правды"по случаю выхода фильма
                                           « Часы капитана Энрико».
Каждую неделю в пионерский час радио Риги передавало увлекательную историю о часах капитана Энрико. Все ребятишки Латвии с интересом слушали эту передачу и самое занятное было то, что они сами участвовали в ней. Их участие выражалось в том, что когда рассказ обрывался на самом интересном месте, им предлагалось самим придумать дальше и ответы послать на Рижское радио. Они так увлеклись этой игрой, что на радио посыпался град писем. Сотрудники отдела детских передач  не успевали их прочитывать. Тогда писательница Дзидра  Ринкуле – Земзаре , автор повести "Часы капитана Энрико" , решила ответить всем ребятам сразу и узнав из многочисленных писем – сочинений детей  что их интересует и волнует, обратилась к помощи кино. Она пришла на Рижскую киностудию  и встретилась с двумя молодыми режиссерами- дебютантами Эриком Лацисом и Янисом Стрейчем, которые искали сюжет для своего первого фильма. История о часах им понравилась.  Они написали по повести Ринкуле киносценарий и начали снимать фильм, название которого так и осталось "Часы капитана Энрико".
   Это история про мальчика Томиньша, который учился в 4-ом классе одной из Рижских школ и вел себя так плохо, что никак не мог служить образцом и примером для других ребят. Он  дружил с дурными мальчишками старше его, они ничего не делали и вечно слонялись в порту, выклянчивая у моряков с иностранных кораблей сигареты и сувениры. Томиньш частенько бродил вместе с ними, удирая с уроков. Вполне понятно, что учился он из рук вон плохо. И вот однажды в одну из таких "прогулок" в порту Томиньш нашел золотые часы. На обратной стороне которых была  надпись на иностранном языке. Приятели требовали, чтобы он продал эти часы, а деньги разделил с ними. Но мальчик решил оставить эти часы себе. Прошло несколько дней. И вдруг ему стало стыдно , и он оставил в проходной порта свой адрес на случай, если кто-нибудь будет искать свои часы. Очень довольный собой, он похвастал этим в школе. Вскоре к нему пришел юркий человек с черной бородой, который назвался владельцем часов, описал их и Томиньш вернул находку. В это же время в школу пришел моряк, который разыскивал мальчика, нашедшего золотые часы с иностранной надписью. Учительница вызвала Томиньша и узнала, что он уже вернул их человеку с черной бородой , который также назвался владельцем  этих часов. Моряк был очень огорчен, т. к. эти часы подарил ему его погибший друг испанец, с которым они воевали во время гражданской войны в Испании в 1937 году. Тогда весь 4-ый класс Томиньша решил найти человека, присвоившего себе часы испанца Энрико. Томиньш впервые понял, как хорошо быть честным и иметь верных друзей. Понемногу он стал отходить от своих портовых приятелей. От всей души он присоединился к своим одноклассникам и вместе с ними пустился на поиски чернобородого незнакомца.
 Мальчика  Томиньша играет старый знакомый, герой фильма "Армия Трясогузки" Айвар Галвиньш ( за это время он подрос ему уже 14 лет, но ростом он не велик). Его школьную  подругу- умную и добрую девочку Юдите  играет маленькая Агния Инфантьева. Всех остальных детей ( хороших и плохих ) играют ребятишки из разных рижских школ. Молодые режиссеры просмотрели очень много ребят, прежде чем сделать окончательный выбор, в поисках им помогала вся съемочная группа, включая гримера  Яниса Рибу, чего обычно гримеры не делают. И хотя на главную роль было много претендентов,  был выбран снова Айвар Галвиньш. Может быть ему помог его опыт в кино, но и наверно его природные актерские способности.
    " Часы капитана Энрико" снимается цветным, большинство съемок проходит на натуре в порту и на улицах Риги, где сохранилось много старинных и романтических уголков, в которых так увлекательно разворачивались приключения героев фильма.
   Как уже говорилось, фильм снимают два  друга режиссеры  Лацис и Стрейч. Они молоды, и хотя своих детей у них еще нет, но они сразу стали во главе большой семьи ребятишек, работа с которыми  нелегка, т. к. требует большой любви и терпения  и честного отношения к каждому из ребят. Оператор фильма Зигурт Витолс, художники Варславане и Мелиере и вся съемочная группа были уверены, что их работа  понравится всем детям огромной той страны и особенно детям Латвии.И в этом же 1967 году фильм вышел на экраны.
   Послесловие. Хочется отдельно сказать о Янисе Рибе. Влюбленный в свою работу и в своих женщин –актрис, он каждую превращал в красавицу,хотя не ко всем относился одинаково. В " Царской невесте" Раю Недашковскую обожал, выкладывался весь на ее гриме, а вот другую актрису готовил небрежно, без лоска, она ему не нравилась.  Всегда элегантно одетый, в бархатном черном пиджаке, утонченные черные усики, он держался особняком, но был уважаем. О себе никогда ничего не рассказывал. Но знали, что скрыто ненавидит советскую  власть и очень любит свою маму. Одинок. Неожиданно в перестроечное время  его имя появляется на страницах газет. Он в авангарде национальных патриотов.
    По всей Латвии в это время развеваются красно-бело-красные флаги, в глазах людей гордость за свою маленькую, но свободную страну, все перестраиваются жить по-новому. Но правда,  не во всех глазах гордость. Почти половина населения Латвии в растерянности. Что делать? Какие шаги предпринимать? Ведь здесь живет очень много военных, как настоящих, так и вышедших на пенсию. Их в первую очередь " приставили к стенке".Негласно берутся все семьи под контроль. Им сразу же отказывают в виде на жительство, а статус постоянного жителя им вообще отказан. На этот статус могут рассчитывать только приехавшие сюда по распределению на работу специалисты или коренные так называемые русские ( а это все не латышские национальности). Оскорбления  вроде "чемодан, вокзал, Псков" можно очень часто услышать. И редко  достойный ответ. А в основном молча стараются уйти от конфликта.
   Рушится в это время все. Начинают закрываться заводы, выводят армию. Царит неразбериха, хаос. Какие законы действуют, что можно делать? В стране начался произвол, начинает расти бандитизм, по городу поползли слухи о каких-то разборках, авторитетах, крышах. Наступили лихие 90-тые. И неожиданное убийство Яниса Рибы особо уже никого не удивило, т. к. убивали почти каждый день. Только знающие его люди сожалели о сгубленном таланте и гадали о причинах его смерти. И очень быстро забыли о нем. И по сегодняшний день так и не приоткрылась завеса над этим таинственным убийством. Кому он так помешал?

    
                                              "ИЛГА- ИВОЛГА"
В 1972 году  Наташин режиссер Я. Стрейч  ставит уже немного подзабытую телевизионную картину « Илга- Иволга» .Война.  Раненого русского солдата , бежавшего из плена, прячет  на хуторе старый Язеп и его дочь Илга. Между молодыми  людьми вспыхивают чувства. Потом будет и предательство, и гибель возлюбленной, и встреча  через много лет уже со взрослой дочерью. Незаметный фильм в череде военно-патриотических  шедевров. Выполнялся очередной заказ партии и правительства. Со Стрейчем Наташа сделала три картины. Ей очень нравилось, что он всегда что-то вносил, помогал, воодушевлял, заряжал.


     "СЛУГИ ДЬЯВОЛА" И "СЛУГИ ДЬЯВОЛА НА ЧЕРТОВОЙ МЕЛЬНИЦЕ"."В КЛЕШНЯХ ЧЕРНОГО РАКА"

  В 1972 году на восьмом месте по кинопрокату в Советском Союзе  был  историко- приключенический фильм по произведениям Рутку Тева " Слуги дьявола".
" Слуги дьявола"
   Снимали его на Рижской киностудии, Наташа –художник по костюмам. Режиссер- Александр Оттович Лейманис. Ей лучше всего с ним работалось, он был живой, изобретательный.
   Наташу как-то спросили в интервью, как ей работалось, довольно комфортно, эскизы принимались сразу, или все рождалось в муках. " Нет, у меня была только радость от работы, как только запускался фильм, я естественным образом в него вливалась. Прочтешь сценарий- и сразу начинают шевелиться мозги, рождаются образы".Всегда интересно работать над историческими костюмами- особенно, если фильм цветной. Тут можно проявить и свои живописные способности, а если это комедия, да еще приключеническая- то и фантазию.
   Почему снимали два фильма. Да просто успех первой серии вдохновил режиссера на вторую. Так получились " Слуги дьявола" и " Слуги дьявола на чертовой мельнице". Перед киногруппой не стояла задача сделать сугубо исторический фильм. Просто хотелось снять музыкальную комедию на историческом фоне, сохранив, разумеется, события, происходящие в Риге в 17 веке в  период 30-летней войны. Военные костюмы условны, что допустимо в комедии, а одежда горожан и крестьян тех времен была в основном одинакова по всей Европе, но в каждой стране была своя национальная специфика, что надо обязательно передать в костюмах. Разумеется, костюмы облегчены и немного осовременены. Если бы одеть всех героев в подлинные костюмы, то им было бы трудно двигаться, особенно военным и верховым. Наши лошади уже не такие сильные и выносливые, как боевые кони в старину и не выдержали бы тяжести всадника в ботфортах, с мушкетом, пикой, саблей или шпагой. Костюм еще должен характеризовать героя, подчеркивать его характер, помочь актеру его раскрыть, а также чувствовать себя в нем ловко и органично. Это главная задача художника по костюмам, и если актер слился с костюмом и выглядит в нем естественно, и ничто не коробит глаз зрителя, не отвлекается, не мешает следить за приключениями героя-значит художник достиг своей цели. Словом, костюм должен быть неприметен.
   А какие у Наташи  были замечательные женщины –костюмерши- Ария Спруде и Скайдрите Сила.
  Наташа очень любила ездить сама отбирать материалы для костюмов. Особенно для исторических- там были и бархат, и кружева, и сукна. Разнообразие.
  Но не только рисовать эскизы ее работа- все мастерские под ее неусыпным оком. С утра несется в шляпную, где шьются польские шапки с лисьим мехом. Старый закройщик встречает с неутешительной новостью- не хватает материала, надо донести девять хвостов. Быстро делаются заметки в рабочей тетради и бегом в пошивочный цех  филармонии, где в 11 часов должна состояться примерка  костюмов  для Скулме, Радзини и Ритенберга.  Потом в универмаг за кружевами и пуговицами, а после обеда надо тащиться в переполненном офицерами 9-ом автобусе  в « Дайльраде» заказывать металлические украшения.
   За окном уже сумерки- январь. Хочется скорее домой, в теплую комнату с горячим чаем, когда в вечерней тишине спокойно можно просмотреть все сделанное и недоделанное за день, прикинуть завтрашний день. Еще много нерешенных вопросов; идут разговоры о том, что вместо Анды  Зайце будет другая актриса, надо будет все менять, вплоть до прически. И с утра не забыть позвонить на " Ленфильм", попросить сапоги из " Лира..." Да, чуть совсем не забыла. Еще утром звонили из пошивочной мастерской студии- портного берут на сборы!Срочно искать любую возможность, чтобы его оставить. И опять к телефону, начинаются сумасшедшие перезвоны.
  Тяжелый труд, но благодарный, когда видишь на съемочной площадке свои фантазии, воплощенные в реальность.
  В 1973 году режиссер Александр Оттович Лейманис приступил к работе над " Раками", хотя Наташа упорно называла всю жизнь этот фильм " Крабами". Псевдоисторический , с элементами комедии, с хорошим музыкальным сопровождением композитора Раймонда Паулса, фильм повествует о свободолюбивых крестьянах, которые ловко дурачат  баронов и даже герцога Курляндского.
Кадр из фильма
    Прекрасный актерский состав, можно сказать цвет Рижской киностудии-Лилита Озолиня, Гунар Цилинский,  Улдис Думпис, Эдуард Павулс,  Эльза Радзиня, Байба Индриксоне,Карлис Себрис и др.
    Художником-постановщиком утверждают Дайлиса Рожлапу, а Наташа –художник по костюмам. Материал у нее уже собран.
Работа над " В клешнях черного рака" с Дайлисом Рожлапой ( в центре)
  В мастерских шьются для герцога Курляндского  ночные рубашки, костюм для работы в кабинете и охотничий, костюм для бала и для путешествия на Тобаго.
   Для герцогини- Б. Индриксоне уже готовы и костюм амазонки, и нарядные платья для разных выходов.
   А как много костюмов для массовки, простых крестьян и горожан. Для мужчин  светло серые кафтаны из грубой шерсти, впереди прошнурованы или с застежкой, до колен, опоясанные кожаным поясом,к которому привешен нож и брусок. Штаны из холста или шерсти, шерстяные чулки и пасталы. Также высокие войлочные шапки . Женщин одевают в юбки из разноцветной материи с узорами, на плечи-виглайне, сакта. Замужние- в чепцах, у девушек- венок. Курляндки носят широкие медные пояса, 3-4 ряда янтаря. Покрывала с колокольчиками, на ноги башмаки или пасталы. Это одежда мужчин и женщин в Латвии в 17 веке.  Только однажды Александр Оттович вдруг заорал на нее: " Что ты мне подсунула? Это Островский, а не 17 век". Но Наташа его переубедила, что она не из головы  все это взяла, а из библиотеки.
кадр из фильма
    Натурные съемки проходили в  Цесвайне. . Надо заметить, что природа Латвии очень красива, особенно летом. Сохранившиеся леса с вкрапленными в них вековыми дубами, на опушках часто можно увидеть  покрытые мхом огромные валуны, спокойно текущие неширокие речушки с заросшими берегами, крестьянские хутора и замки, где-то в развалинах, но много и сохранившихся. Для исторических фильмов натуры лучше не найти.
   Продолжение следует...

Комментариев нет:

Отправить комментарий