пятница, 1 апреля 2016 г.

Рижская киностудия "Стрелы Робин Гуда".Самый прекрасный дар судьбы.


                                     " СТРЕЛЫ РОБИН ГУДА"


В 1975 году на Рижской киностудии приглашенный режиссер  Сергей Тарасов начинает съемки по английским мотивам фильма- баллады "Стрелы Робин Гуда".
Наташа приглашена  художником по костюмам. Работа обещает быть очень интересной  т. к. сниматься будут актеры из разных республик- Альгимантас Масюлис из Литвы, Борис Хмельницкий в главной роли, Юрий Каморный  и еще несколько актеров из России, а исполнять песни- баллады будет Владимир Высоцкий.Но к большому сожалению картина потерпела невосполнимый урон, когда в Москве на сдаче были исключены все шесть баллад. А записывались они в сопровождении оркестра, для чего Володя Высоцкий несколько раз прилетал в Ригу.  Эпизоды картины снимали под фонограмму, что создавало очень высокий эмоциональный настрой, актеры погружались в холодное грязное болото, начиналось кровавое сражение, в живых оставалось несколько человек. Все погружались в нереальную действительность, начинала работать какая-то фантастическая  машина времени . Потом долго возвращались назад. Баллады заставили убрать, их заменили тоже хорошей музыкой Раймонда Паулса и фильм получился легким, приключенческим.  Из местных актеров в съемках тоже самые известные фамилии-Регина Разума,
Регина Разума
Вия Артмане, Эдуард Павулс, Юрис Стренга, Ромуальд Анцанс.  Наташа уже в предвкушении, как засядет за эскизы, а потом экспедиция на все лето в глубь лесов. Как будет пропитываться солнцем, дышать запахами трав, собирать ягоды и грибы, звать троллей, которые еще водятся в прибалтийских лесах, валяться на душистых вересковых полянах и воображать, что это Шервудский лес и ждать Робин Гуда с его зелеными братьями, а на закате купаться в чистых и теплых прудах, где живут королевские карпы и иногда обожжет ледяной струей подземного ключа . В прошлом году она была тоже на съемках в этих местах, и все что было, будет опять. Она опять одичает, загорит и у нее совсем атрофируются нервы и останется только одна извилина- ее вполне хватит для работы на этой картине. Про извилину- это конечно неправда. Готовится  она к постановке этого фильма очень серьезно. Не хотела, чтобы впредь какой- нибудь знаток при просмотре уличил художника по костюмам в неточностях или явных подделках.
Эскиз костюма
Не дождетесь! Сутками пропадает в библиотеках. Походный блокнот весь в вопросах, ответы на которые найти довольно сложно.
            1. Нужны ли девушкам и женщинам в церкви головные уборы, или девушкам можно только обручи?
             2. Может ли епископ путешествовать в парадном облачении ( верхом, в лодке)?
             3. Нужен ли епископу крест, четки или достаточно посоха? Всегда ли он с посохом? ( как на рисунках тех времен)
             4. Могут ли быть вооружены сопровождающие епископа монахи? Кем и чем? Или должна быть военизированная стража?
             5.Носили ли норманские воины кресты на плащах? Как они выглядели и  где носились?
             6. Могли ли крестьянские девушки ( саксонки) носить косы или это была привилегия знатных девушек  и также могли- ли знатные девушки носить распущенные волосы?
            Монахи каких орденов и в какого цвета рясах  были самыми распространенными  в 12 веке в Англии? Какого цвета были августинцы?
   А в Ленинград подруге летят письма с описанием съемок нового фильма, и как всегда, в стихах:

                           Моя подруга дорогая,
                           Тебя уведомить спешу
                           Что отправляюсь в Лиепаю
                           Где очень долго проторчу.

                          Мы отбываем в дилижансе
                          Что нынче " Латвией" зовут
                          В нее вмещается элита
                          Из славной шайки " Робин Гуд"...
Из Латвии продолжать съемки отправляются в Польшу, в знаменитую Вирисдельскую церковь, где происходит один из кульминационных моментов фильма. Большую помощь оказывают польские кинематографисты. И здесь Наташа знакомится с молодым человеком, который заставил наверно уже в последний раз забиться трепетно ее уже не юное сердце, пережить косые взгляды коллег , осуждающие разговоры. Поделиться  было не с кем, и чувства свои она трепетно записывала в маленький походный блокнот, чтобы не держать все в себе.


-Первый день съемки в замке в Мальборке. Первая встреча со Збышеком.
Збышек
Глаза в глаза. Обед в ресторане. Очень интересные разговоры по- английски, пьем коньяк. Прогулка  с Милкой, Збышеком, Анджеем. Збышек ныряет с моста, купается.. Вечером снова гуляем по набережной, любуемся ночным замком.
-Збышек сказал на второй день : " Наталия- красивая"
-Свободный день. Поездка в Варшаву, встреча с Збигневым Мушинским ( польские друзья), Збышек рядом,ресторан, цветы, прогулка по городу. По дороге обратно в автобусе резкие вопросы  о Мушинском. Смешно.
-Опять свободный день. Збышек приглашает в Гданьск на итальянский концерт. Обед на камнях у канала-макрель, салат. Зашли на блошиный рынок. Полет с лестницы в новых сабо! Зуб!!! Подарила Збышеку нож. Плохо или хорошо?
-Съемки- большие. Казнь Марии. Массовка хороша! Пока порядок...
Рабочий момент съемки
-Как всегда после съемок- кино. " Земля обетованная" Вайды. Дождь. В замке со Збышеком. Романтика.
-" Самурай и ковбой". Збышек ведет себя глупо и дурачится, злит меня нарочно.
-Збышек " смутный", не надо было ему дарить нож! Смотрим  " Сотворение греха". Вечером последний ужин в ресторане гостиницы. Збышек, Анджей, Милка. Весело. Философски. Немного водки. Дала Збышеку деньги заплатить за ужин.
- Отъезд в Краков. Едем через Торунь- дом Коперника. Висла, красиво.
-Устроились в Доме Культуры, городок неплохой. Жду Збышека, вечером кино " Пытка страхом". Встретились. Не так...Хотя...Збышек вернул деньги, больше чем взял. Дождь. Грустно. Что будет завтра?
-Съемки в горах. Збышек со мной, едем рядом. Дождь, но хорошо...
-Опять съемки в горах. Солнце. Збышек лазает по скалам. Мы идем с ним в пещеры. Едем туда и обратно вместе.Философия. Подарила  Збышеку янтарик, поцеловал в щеку.
-Последняя съемка в горах.
Кадр из фильма
Вечером костер, колбаски, водка. Збышек со мной- едем вместе, обнявшись спим.
- Днем обедаем за разными столами, оба без аппетита. У него на шее мой  нож и его талисман- от кого? Уеду завтра в Краков. Было слишком хорошо...
-Целый день в Кракове. Музеи, дом Матейки, погребок под башней. Прекрасно, но без Збышека все не так, мне его не хватает. Вечером кино.
- Освенцим, Бжезинка.  Ужасный поезд ( день пытки). Збышека нет, пусто.
- Закопане. Поход в горы. Костел альбертинок в горах. "Будьте добры как хлеб"- ксендз Альберт.  Гурали в медвежьих костюмах. Дождь. Еще день без Збышека...
-Съемка в замке. Конец. Збышек.Он сказал мне, что ненавидит!? Он груб, вдобавок ломака. Очень грустно, но так и должно было случиться. Сегодня неделя скорпиона. Поможет-ли? Едем продолжать съемку.
-Скорпион помог. Все изменилось как по волшебству. Збышек пришел, сказал, что ненавидел сам не знает за что. Ушел и пришел обратно. Ночь в Бедзиньском замке. Я у них в автобусе. Хорошо и нежно. Ночью съемки в бездне.
- День моих именин. Збышек пришел с букетом, поцеловал два раза в губы очень нежно. Вечером у него вместе с Божкой и другими. Икра, водка, яблоки, студенческая комната. Магнитофон и дивная музыка. Григ, Вивальди, песни польских партизан . Сидим далеко, но его глаза на мне. Безнадежно грустно, но ничего не изменишь. Я под его чарами. Хотела уходить- не пустил. Сидели втроем до четырех. Пропитана музыкой, разговоры обо всем и ни о чем. Надо выходить из под этих чар. Надо стать сильнее и больше юмора. Хой! Ухожу домой, провожает. Дверь закрыта. Вышиб окно второго этажа, спустился по трубе, разбудил консьержку. У дверей моих мы поцеловались. Все.
-Съемки в Лиавце. Изумительный серый замок из диких камней. Башня над краем и Висла. Збышек мелькает. Но деловой, заменяет уехавшего Анджея. Замок мне помог, внес покой в душу. Понемногу выхожу из шока. Збышека назвала агонией моей последней молодости ( затянувшейся) . Буковый лес кругом замка. Разложили костер на одной из площадок, позвала Збышека, показала ему пляшущие огоньки- маленькую Вальпургиевую ночь . Писала его имя дымом. Звала дьявола. Держалась за своего скорпиона- божка. Пошла с фонариком по ступеням замка над пропастью, просила его повторить. После ночи без сна спала у сторожей замка на перинах. Замок успокоил меня. Он стал моим после огоньков и писем дымных. В маленьком городке Блажа есть часы на стене дома с шутливой надписью-" когда нибудь этот час будет твоим последним".
-Наконец я наказана Богом. Я встретила человека, о котором мечтала и ждала всю жизнь- вечного любовника, в котором есть все, что мне нравится в мужчине и это история Тантала. Ему едва 30, а мне?!!..Сегодня после целого дня пытки в моем прекрасном заколдованном замке мы встретились в сумерках при свете масляных плошек и молчание дня было разбито. Мы сказали друг другу все и как всегда по английски. Он открыл мне душу и все его слова были необыкновенными в этих стенах. Кругом шла съемочная суета .Наверно будет много разговоров...Он сказал, что рассказал обо мне своему самому близкому другу и на это я смело сказала ему, что мы наверное стали бы любовниками, если бы я была моложе. Он закивал, о да, несомненно, конечно, я смелее сказала- и мы бы никогда об этом не пожалели. Мне было весело и превосходно недолго- тут уж я схитрила-потерять его было бы трудно. Ну а с таким характером он будет более верным другом, чем любовником. Ну и злую шутку сыграла со мной судьба! Просто дьявольщина! Я просыпаюсь от взгляда его серо-синих с маленькой точкой зрачка умных, грустных и милых глаз. И еще смешно, что я знаю, что он в этот момент сидит и думает о нас и пытается разобраться, к чему приведет этот интеллектуальный роман. Но то, что он принимает это как должное- прекрасно и это нужно принять как дар судьбы и быть ей благодарным. Пусть будет так! Она подарила мне на склоне лет фантастического мальчика, умного, красивого, мужественного, сильного и слабого одновременно. И я благодарна и счастлива, что еще могу  так испытывать свое загнанное сердце. Спасибо Збышек за то, что я встретила тебя, хоть и поздно.
-Ужасная гроза. Последняя съемка в Липовецком замке. Я попадаю в дождь под машину, торопясь на съемку. Отделываюсь легкими ушибами и испугом. Шофер испуган больше. Вскакиваю с асфальта, бегу дальше, ощупывая себя на ходу. Вечером подсчитала ушибы, знает только Карина. Позже- Збышек, он сонный и доверчивый, но молчаливый. Сообщил мне, что решил уйти из кино и жить год в лесу как лесоруб, затем за границу и писать книгу. Я одобряю, мы строим планы как он одичает и будет писать мне письма кровью на кленовых листьях. Уже ночью сошли с замковой горы , держась крепко за руки. Говорили очень тепло.
   -Сегодня поднялись по этой же горе под мелким дождем, свежий зеленый мрак   букового леса . Рената упросила его сняться в роли стражника, по памяти его одела жутко, он мучился, что согласился принять участие в этой комедии, а я не могла этого видеть и грызла себе ногти. Съемки кончились в полночь. Пошли вниз втроем- два Збышека и я. Збышек длинный очень славный несостоявшийся астроном, искал кругом созвездие Скорпиона.
-Сегодня долго сидели в автобусе, потом на директорской машине  поехали в Кштанов. Говорил , что для мужчины смысл любви и любовь важнее платоническая- больше любит, когда далека и пишут письма. Ему не важна близость физическая, а духовная, в женщине не главное секс. Он спросил меня какой он мужчина как я думаю. Сказала не так как хотела.
Вечером все тело ломило и было малость не по себе. Приняла снотворное.Карина принесла мне чай и посидела со мной. Глубоко ночью в мою балконную дверь кто-то постучал.  Это Збышек, это только он может влезть по трубе .Он пришел с веселым студентом – хулиганом Гутеком, сказал, что тот в меня влюбился и требовал , чтобы он ко мне его привел. Они дали мне 10 минут на одевание и я забыв о ранах и травмах как по волшебству встала из пепла и отправилась на студенческую пирушку. О, недостойная старая дама! У Збышека были гости две девушки- студентки и юнец из колледжа. Это фантастика, что случилось, мне не дают молодые спокойно и достойно удалиться на покой. Что они видят во мне, что их тянет? Боже, какие прелестные комплименты я услышала от всех.
Съемочная группа в Польше
-Рано на базу, укладываем вещи – понятия не имею, где и как увидимся. Вдруг входит, худой, не выспавшийся, одни глаза. Позвал Ренату куда-то, потом Рената вернулась за нами. Он принес бутылку водки чтобы попрощаться. После водки стало легче и проще. Мы вдруг остались одни и он быстро сказал: " Ты можешь пойти со мной пообедать сейчас?" Пощла сказать об этом Арии. Моя старуха начала ругаться и причитать, что я должна ей помочь и не можно так уйти. Я закинулась и послала все к черту. Привел в новый недорогой ресторан. Разговаривали. Пили оранж и сельтерскую. Он съел два обеда, а я давилась одним и осмеивала себя и горевала, что никогда не узнаю его и абсолютно не стесняюсь быть собой. Он вернул мне иллюзию молодости, но не молодость. Но мне все таки было хорошо и если бы я была трагичной, то развела бы ужасную трагедию.Он сказал, что уезжает завтра в 8 утра в Лодзь. Мне стало пусто и спокойно в душе. Спросила, что ему нравилось во мне- сказал- все и плохое и хорошее. Я рассказала ему немного о своих двух мужьях, но почему–то не смогла сказать, что кроме сына есть и дочь. Обедали два часа , но настал  и этому конец. Зашли по дороге в магазин – купил большое мороженное и теперь превращает меня в девчонку, а я ведь " недостойная старая дама". Тебе далеко до нее, ты еще молодая! Молодая может быть, но для него уже стара?...
А потом финал на перекрестке дорог. Здесь мы должны попрощаться! "Навсегда"- сказала я. Не знаю, ответил он со своим милым акцентом и сказал " До свидания"- если навсегда, то нужно сказать " прощай". И я посмотрела в последний раз в его серо-синие глаза с маленькими точками зрачков смело, спокойно и нежно, мы не поцеловались, но сжали друг другу руки смотря в лицо. Потом оторвались и пошли в разные стороны. Мне хотелось плакать, а вместе с тем  упал " груз" с души . Я попросила его до этого не исчезать сразу как Чеширский кот из "Алисы в стране чудес" , пусть его улыбка будет как можно дольше оставаться в воздухе. И он пошел своей дорогой, а я своей, лишь один раз мы обернулись и помахали друг другу. Я видела его долго и украдкой смотрела вслед , но он больше ни разу не оглянулся. Так должно было быть ...
Завтра Краков, потом Варшава, потом Рига. Но польская одиссея всегда со мной. Вечером этого дня смотрела фильм "Model shop" с Анук Эме и это меня немного утешило. Я даже боюсь, что завтра вдруг его встречу, если он не уедет в 8 часов утра как хотел. Все же слово " никогда" похоже на смерть  и пока мне очень, очень пусто, как будто оторвали от меня живой кусок. Теперь снова смогу записывать хронику путешествий. Я обрела стройность и легкость 20-ти лет и пусть это будет недолго. О, недостойная Флора, когда ты будешь благоразумна?!Это наверно последний день в Кршанове.
Часом позже появились два юных поклонника- студент Густек и лицеист Анжей. Польская одиссея еще не окончена. Я налетела на них с тазом горячей воды в халате. Они пришли за мной неизвестно с какими планами и я на трех языках втолковывала им, что завтра уезжаю в Краков, а они с восторгом спросили, где меня найти, т. к. едут туда завтра рано. А его окно темно.
-Пусто без него и спокойно и грустно. Уложила последние вещи, ждем машину в Краков. Уезжаем в 3 часа дня. Прощай Кшанов. В Кракове поселились в гостинице " Бабилон" втроем. Вечером скучноватое кино. Прогулка по вечернему Кракову- ярмарка на площади, уютно, модно, как дома. Вернулись пешком, легли и спали как убитые.
-Ушли с Арией в город.Закончили покупки. Наслаждались ранней осенью. Обедали во французском ресторане, объедались мороженным, пили пепси весь день.
-Следующий день еще в Кракове. Пошла в костел. Была одна, сидела под алтарем, думала о Збышеке и всей этой истории и даже пролила слезу. Какой необыкновенной красоты этот костел. Город становится все ближе и ближе и нет никакой усталости!
- Перед отъездом из Мальборга в Кшанов обменялись адресами. Збышек сам записал мой адрес и захотел телефон. Я от волнения никак не могла его вспомнить, и сказала, что напишу, т.к. будет меняться номер. Но даже если он никогда не напишет- эта встреча останется навсегда у меня в памяти как самый прекрасный дар судьбы.»
По возвращении домой еще долго нет-нет да покалывало сердце при воспоминаниях, приятных до боли, но начиналась сдача фильма и работа закрутила в своей повседневности. Фильм с триумфом пошел по экранам больших и малых кинотеатров, а Наташа  засобиралась в отпуск  в свой родной Ленинград " тряхнуть мощами"

Комментариев нет:

Отправить комментарий