воскресенье, 24 мая 2015 г.

Вологда, Кремль, дежавю...

1985 год. Ноябрь. Еду проверять музей, находящийся в Вологодском кремле. В Вологде уже зима. Красота непередаваемая. Изморозь на ветках как вологодские кружева на ярко голубом небе, и среди них золотые купола церквей. Вологодский музей - потрясающее хранилище церковной утвари и церковных ритуальных одежд священнослужителей. В 1924 году по приказу Ленина надо было все золотые  и серебряные изделия передать государству на переплавку и отправку за рубеж.
В это время в музее работала многодетная, очень бедная семья Малышевых в качестве смотрителей музея. И на свой страх, рискуя жизнью всей семьи, обозначили все серебро и золото недрагоценным металлом, а камни и речной жемчуг, которого было несказанно много - стеклом. И все закрыли в хранилище на долгое-долгое время. Практически основная первая проверка была проведена моим коллегой из Гохрана СССР и мною в 1985 году. Работы было много, с утра до вечера с редкими выходными.

В один из дней решили с коллегой взять пару часов отдыха, походить по городу, подышать русской стариной. Вологодский Кремль и храм уникальны,строились со времен Ивана IV. Вокруг старые постройки в виде срубов. Прогуливаясь между ними, любуясь настоящей старой русской красотой, я вдруг поймала себя на том, что я это все видела, каждый последующий дом! Их расположение в саду, этажность, как расположены окна и двери и прочие мелочи. Пройдя четыре таких дома, у пятого я остановилась и сказала своему коллеге, что этот дом я знаю лучше предыдущих, что среднего из трех окон на фасаде не было, а там была дверь и крыльцо. Коллега посмеялся и мы пошли опять работать. Но на следующий день, прихватив из гостиницы привезенный из Риги небольшой сувенир в виде коробочки "Прозита", отпросилась выйти, придумав какую-то причину и бегом к этому дому. Вошла в сад. Обошла дом и постучала в дверь. На стук вышел в валенках, в телогрейке, преклонных лет мужчина с бородой, такого северного типа. Я представилась, сказала, что во время войны мы были здесь в эвакуации, спросила его о погребе, осталась ли там доска на дверях с обрезанным уголком, и почему нет двери на фасаде. Он пригласил в дом. Смотрел на меня странно. Объяснил, что дверь сняли сразу после революции,а срезанный кусок двери так и существует. Добавил,что у них никто не жил во время войны. Разговор не клеился, я, извиняясь и что-то бормоча в оправдание, направилась к выходу. Шла по улице и никак не могла прийти в себя - зачем я пришла в этот дом. Возможно, это были воспоминания из очень далекого прошлого...
Евгения Анатольевна (слева) с приятельницей Наташей Шапориной
Евгения Анатольевна Строганова, в девичестве Шалина. Из русской интеллигентной, православной семьи, проживающей в Латвии с XVII века, сему имеется документальное подтверждение и где из поколения в поколение сохраняются русские традиции, культура, язык. Эксперт по драгметаллам и драгоценным камням. 39 лет проработала в Гохране СССР. Эрмитаж, Киево-Печерская Лавра, музеи Кремля, Самарканд - трудно назвать место, где она не побывала.     

Комментариев нет:

Отправить комментарий