воскресенье, 30 августа 2015 г.

Джузеппе Де Сантис - итальянский режиссер-неореалист. Воспоминания Наташи Шапориной...продолжение

   Обед закончился и Наташа повезла чету Де Сантисов осматривать город. Первым был Эрмитаж, осмотр которого начали с золотой кладовой. Итальянских мастеров они не смотрели. Гостям понравился Гойя, Рембрант..Любовь к искусству для этих людей также естественна как дышать воздухом. А увидев Неву издали крики восторга: "Какая мокрая и прекрасная река!" Медный всадник, в отличие от Эрмитажа, на них впечатления не произвел.Вечером отправились в цирк. Было много иностранцев, сплошные иностранцы!!! Сидели на разных местах, но он постоянно подмигивал. Мы знаем,что родина цирка—Италия, поэтому мнение Де Сантиса было достаточно критичным-клоуны очень слабые,не динамичны, не смешны. Не понравились они и публике.А в личной беседе с Наташей Де Сантис откровенно сказал: " Мы хорошо относимся к вашей стране и в числе ее друзей, и нам неприятно, когда о вас плохо говорят или пишут. Но к сожалению- это правда.
Например, ваша архитектура в Москве-это ужасно!У вас еще не найден свой советский стиль, отражающий ваше время. Мы понимаем, как вам было трудно и что вам было не до этого. И как некрасиво одеты ваши люди. А ведь теперь уже есть возможность подумать и о них. Почему бы не прислать поучиться ваших портных к нам или наших к вам. Ваши женщины носят много темного.А каких удивительно некрасивых оттенков ткани!" Де Сантисы начинают медленно погружаться в советскую действительность.

  Де Сантис непременно захотел пойти  в знаменитое балетное училище на улице Росси в Ленинграде. Сидя на уроке, он глубоко наслаждался и все время повторял:"Не понимаю, почему русские режиссеры до сих пор не сделали фильма о своем балете, о его творческих буднях, их прекрасном труде, людях этой великой профессии, о любви, их повседневной жизни с их радостями и горестями. Чтобы это был прекрасный художественный фильм, а не хроника, которую я видел до сих пор»
Фильм- концерт о мастерах балета " Ромео и Джульета", который он видел, ему совсем не понравился, его волнуют другие задачи. 
  Сидя в репетиционном зале, он внимательно и восхищенно смотрел, как работают Дудинская и Брегвадзе ( солисты Оперного театра им. Кирова) , готовясь к премьере « Баядерки». 
  Оба были застигнуты врасплох  приходом гостей- это понравилось Де Сантису больше всего. 
 Он радовался, что подсмотрел трудовой день балерины, увидел изнанку  этого блистательного и тяжелого искусства, увидел одну из примадонн страны в грубо вязанном трико ноги , с усталыми, но вдохновенными лицами, которые на сцене театра  кажутся такими безупречными, за точными и легкими движениями которых восхищенно следят глаза любителей балета. Теперь  ноги закутаны в черные шерстяные обмотки, худенькое тело устало ссутулилось под рабочей лиловой туникой. Растрепавшиеся короткие волосы схваченные сиреневой ленточкой, торчат во все стороны, как репейник. 
  С удовольствием и волнением следил он за репетицией, непрерывно повторяя, что рад увидеть близко этот тяжкий труд, который издали кажется таким легким и воздушным.  Де Сантис пришел в полный восторг, когда Дудинская, узнав кто этот посетитель, встала на носки и стремительно " постройнев", сделала в его честь безупречное па классического балета,закончив его грациозным поклоном. 
 В один из его следующих приездов он сказал, что его дочь Элиза поступила в балетное училище. 
   "Ты точно ощущаешь действительность, Наташа"-говорил не раз Де Сантис на своем  французском с сильным итальянским акцентом, когда они бродили по городу, потому что Наташа поняла его стремление постичь дух этого северного города и старалась показать все, что может ему понравиться и удивить. Эти прогулки доставляли им обоим большое удовольствие. Наташа смотрела на знакомые улицы, каналы, сады и дворцы его глазами, по новому открывая для себя с детства привычную прелесть этих мест.  И очень гордилась и радовалась, когда он восхищенно кричал : " Да ведь это итальянский город, наши архитекторы застроили половину вашей Северной Пальмиры". 
  Они вошли в Летний Сад и Наташа повела его в Летний дворец Петра. Стоял тихий день раннего октября, теплый золотистый свет лился сквозь осеннюю листву. Они стояли у окна спальни Петра на  втором этаже, выходящем на Неву, и Де Сантис говорил:" Твой город удивительный, строгий, гармоничный, архитектура подчинена природе. Мне как итальянцу он кажется особенно прекрасным. Его пропорции, его улицы и эти светлые каналы радуют глаз и этот странный свет, бледное небо неотделимы от города, его архитектуры. Здесь удивительный свет!"
Несмотря  на свою мировую известность- прием , который ему оказывают у нас  и интерес к его фильмам и популярность не перестают его удивлять и радовать. На встрече со студентами Ленинградского университета он сказал: " Меня так здесь захваливают, что по возвращение в Италию я совсем задеру нос". 
 Но уехав в Рим, он писал грустные письма с тревогой о своей творческой судьбе, проблемах итальянского кинематографа, о поисках новых художественных форм и однажды , а точнее в марте 1957 года  он пишет, что уже ничего не делает 8 месяцев и серьезно подумывает об эмиграции, об отьезде из Италии, может быть в Мексику или во Францию. Он думает также  приехать в Советский Союз, но его туда никто не приглашает и вопрос языка....Ему было предложение работать в Голливуде, но продюсер требует, чтобы он вышел из компартии. " Я марксист, я коммунист и никогда  не перестану им быть".
  Через несколько лет начались съемки фильма "Они шли на Восток", а перед этим съемки в Югославии "Дорога длинною в жизнь". 
                   - " Дорогая Наташа. Я жду, я жду! 
      Произошли кое-какие приятные события , но чтобы пустить их в путь надо ждать. Я очень устал, прошло почти два года, что я живу вдали от дома, как птица- всегда в пути. Я мечтаю о возвращении, чтобы немного успокоиться, побыть одному, далеко очень далеко от людей и от всего. 
 В этом случае будет очень трудно приехать в Ленинград. Даже Дон Кихоту случалось в иные моменты возвращаться домой. Мой фильм "Дорога длинною в год" прошел  здесь без большого  успеха. Почему? Это долго объяснять . Я тоже считаю этот фильм неудачным. 
Жерар Филип
Сильвана Пампанини 
 Надеюсь уехать в следующий вторник. Если все будет хорошо, хочу вернуться в марте 1959 года. Сделаю все возможное, что бы мы работали вместе. Но я не уверен, что этот фильм вообще будет сниматься. Целую тебя от всего сердца. Пеппе. 18. 10. 1958.»

 И так с легкой руки Де Сантиса Наташа не пропускала уже не одного визита зарубежных звезд!

Комментариев нет:

Отправить комментарий