воскресенье, 6 сентября 2015 г.

Джузеппе Де Сантис - итальянский режиссер-неореалист. Воспоминания Наташи Шапориной...продолжение


    Следующий приезд Де Сантиса состоялся в 1958 году. Он заранее известил Наташу о своем желании приехать в Москву. У Наташи в это время был простой. Нет съемок, денег тоже нет, но зато есть друзья! Общими усилиями создан денежный фонд-только туда, а об обратном пути буду думать в Москве. Джузеппе остановился в "Национале". Эта гостиница почти исключительно для иностранцев или часто путешествующих по заграницам русских. Поезд из Ленинграда прибыл рано. Звонить она в такое время не решается, а подъезжает прямо к гостинице к 11 часам. Волнуясь, она поднимается на его этаж, но как и следовало ожидать, ее постигает разочарование. Час тому назад он уехал в обществе кинематографистов в неизвестном направлении и неизвестно на сколько. Наташа оставляет записку горничной и уходит бродить по городу, мысленно представляя их встречу после двухлетней дружеской переписки. Но в голову ничего не идет. Каждые два часа звонит в " Националь", но все тщетно. Заехав к подруге довольно далеко от гостиницы, делает еще одну попытку позвонить. И телефон ожил. На другом конце провода чуть хрипловатый, уже забытый голос. "Это я"-кричит Наташа и в ответ: "Ты где, приезжай скорей!". Через 15 минут такси доносит ее до гостиницы, и вот она уже стучится в дверь. Он стоит на пороге, протянув руки, они обнимаются, смеются, искренно радуясь друг другу...
. То что его фильмы в Союзе  очень популярны и имеют небывалый  успех, ему доставляет большое удовольствие. Например, к фильму " Дайте мужа Анне Дзаккеа" в Италии совсем не проявили никакого интереса, хотя автор считал его очень достойным. Поэтому он все чаще говорил о возможной работе в Советском Союзе , где у него есть и друзья, и благодарные зрители. А в Москве самый близкий его друг Згуриди делает все, чтобы Джузеппе смог приехать поработать в СССР.Вообще Сантис и Згуриди страшно любят друг друга.Из них струится взаимная симпатия и это просто ощущаешь, когда видишь их вдвоем. Греция и Италия две сестры. Их связывает великое античное прошлое, бессмертная культура до сих пор удивляющая современность . Любя свой век, гордятся прошлым своих стран и тем , что они дали миру. "Что здесь делает этот итальянец"-кричит Згуриди при виде Сантиса. " А , так это мы твою Грецию изредка видим, когда ветер рассеивает дым, который ее окутывает, из нашей прекрасной Италии!". И они хлопают друг друга по спине с любовью глядя друг на друга. Сантис знает, как много сделал для него Згуриди. Они полны совместных проектов. Китай- вот интересная страна, где в  социалистических условиях работают женщины, как продолжение фильма "Горький рис" о женщинах Италии, работающих в условиях капитализма. И хлопоты Згуриди были не напрасны.
                                                                                                                      Москва 10 апреля 1957
                                     Дорогая Наталья Алексеевна!
           Благодарю Вас за то, что Вы сообщили о нашем друге. Печальные вещи Вы сообщили. Мне искренне жаль Джузеппе. Он замечательный художник и не заслуживает такой суровой, жестокой судьбы.
     Вы спрашиваете, что предпринять, чтобы хоть чем-нибудь помочь ему? Мало чем, дорогая Наталья Алексеевна, мы сможем реально ему помочь.
    Конечно, все, что Вы сообщили, запало мне в сердце и и я все сделаю зависящее от меня  для того, чтобы в такой тяжелый момент протянуть нашему другу руку.
    Завтра я поеду в Министерство культуры и поговорю о нем. Может быть удастся привлечь Джузеппе к какой либо нашей или совместной постановке. Но заранее предвижу, что это непросто. У них же в Италии сейчас действительно очень сложная  обстановка для всех прогрессивных деятелей.
    Жалко и то, что Джузеппе придется уехать из Италии. И все же для него это  будет лучше всего, очень уж тяжко сейчас приходится в Италии режиссерам- коммунистам.
    Скоро я буду в Италии. Там я повстречаю его и поговорю обо всем, а до этого поговорю с нашими. Не пойму только, почему он присылает мне столько приветов и ни разу не написал. А может где-то теряется. Не знаю, но его ни виню.
  О том, что мне удастся сделать, я непременно напишу Вам.
                                                                                                А. Згуриди.
                   Р.S.   Если будете писать Джузеппе, передайте и ему и Джованне мой горячий дружеский привет!
     Но замыслы о работе в Советском Союзе еще пока не осуществимы.. Перед этим будет Югославия, куда он вынужден  поехать в поисках работы. "Дорога длинною в год"-  новый югославский фильм Де Сантиса. По собственному признанию он доволен как никогда еще не был в своей жизни,это его первый фильм , в котором он свободно и полностью выражает  себя с художественной точки зрения и идеологической.Но не только новый фильм был создан в Югославии, но и появилась у него там новая женщина, актриса Гордана Милетич.
Наташа Шапорина,Гордана Милетич,Джузеппе де Сантис
                                  Дорогая Наташа!
   Буду через несколько дней в Москве. Уезжаю из Рима 10-го и думаю быть там вечером 11-го. Останусь в Москве на 10 дней, а затем вернусь в Югославию. Очень хочу с тобой встретиться и надеюсь, что на этот раз это удастся. Не знаю, смогу ли я приехать в Ленинград. Хотя мне этого очень хотелось бы. Поэтому надеюсь, что ты сможешь приехать в Москву. Я закончил югославский фильм, который будет называться " Дорога длинною в год."                                                                    Я доволен, как никогда еще не был в своей жизни. Могу сказать, что это первый фильм во всей моей деятельности, в котором я смог свободно и полностью выразить себя как с точки зрения художественной, так и с идеологической и тебе он очень понравится, и тогда ты мне простишь все ошибки, которые я был вынужден совершить до этого. Обнимаю сердечно и душевно.
                                                                      Де Сантис. 

   В 1963 году Де Сантис снова в СССР.  В производство запускается совместный советско-итальянский фильм « Они шли на Восток» или « Итальянцы хорошие люди» в прокате Италии. 
   Да, они шли на восток эти солдаты итальянской дивизии, беззаботно топча ногами  богатые земли донских степей с песнями  под аккомпанемент  губных гармошек. Полные уверенности в победе они шли на восток навстречу своей бесславной гибели. 
Кадр из фильма
    Их учили грабить и убивать, им внушали полную безнаказанность, обещали кресты и награды... 
   В излучине среднего Дона произошло столкновение двух цивилизаций, двух единых, но разобщенных войной классов. Из этого кровавого столкновения , невзирая на него, рождается желание , не смотря ни на что, понять друг друга, встать в этом стремлении над войной  и смертью. 
  Вначале эти люди пришли с легким сердцем грабить эту землю, им было так внушено их командирами.  Но столкнувшись с целым рядом казалось бы незначительных, а на самом деле очень важных вещей они наконец, начинают понимать, как эта война нелепа и глупа. 
  Они осознают это, когда начинается зима, т. к. на собственной шкуре чувствуют, как они плохо обмундированы, их тонкие шинели пронзает  жестокий морозный ветер, их башмаки не греют, у них нет теплых перчаток и шапок, их ружья плохо стреляют и в большинстве своем устарели. Они начинают понимать, кто их сюда послал . И именно на русском фронте начинается движение итальянского антифашизма. Победа русских под Сталинградом окончательно убедила итальянских солдат  в неизбежности гибели фашизма. И именно в этих русских степях  они поняли всю трагичность и нелепость этой войны, в которую их втянули.
    Продолжение следует... 

Комментариев нет:

Отправить комментарий