понедельник, 14 сентября 2015 г.

Джузеппе Де Сантис - итальянский режиссер-неореалист. Воспоминания Наташи Шапориной...продолжение


    В 1964 году Де Сантис снова в СССР, начинаются съемки совместного фильма.  Наташа утренним поездом приезжает из Петербурга. Хороши мартовские дни в Москве, снежные, с легким морозом. На улицах уже продают мимозу. Солнечно. Золотые душистые шарики пахнут свежим арбузом,напоминают о весне и тепле. В разные стороны текут потоки людей.  Приятно пробежать по улице, вместо того чтобы висеть на незакрывающейся дверце автобуса. Поэтому, слившись с московской толпой, Наташа весело бежит в гостиницу "Украина", где остановился Де Сантис.   Предстоит интересная встреча- "ужин с итальянцами". Сегодня они пригласили к себе группу актеров, снимающихся сейчас в Москве в новой картине Джузеппе "Они шли на Восток"-так назывался этот фильм здесь, а в Италии- "Итальянцы-хорошие люди".   Сценарий фильма был написан де Сантисом совместно с Эннио де Кончини, Джани Доменико и Фуско- известным писателем, автором военных рассказов.  Русская часть сценария  - писателем Сергеем Смирновым.
  В холле "Украины"- вавилонское столпотворение, люди всех цветов кожи, костюмы всех стран, белозубые улыбки, сверкающие белки глаз, разноязыкий говор.
  На 18 этаже тихо и тепло. Подходя к их номеру, Наташа уже чувствует запахи перца, чеснока, острых душистых трав. Она стучит в дверь и слышит знакомый голос Джузеппе: "Ауапп!".Он стоит на пороге,протянув руки и говорит по французски с итальянским акцентом-"Видишь, Наташа, как я принарядился для встречи с тобой"-голубая рубашка, малиновый платочек на шее, синие джинсы с ковбойским поясом, низко сидящие на бедрах". "Тебе не хватает кольта"-и они обнимаются, смеясь.
Он помолодел. У него просто мальчишеский вид. И прическа его молодит- с челочкой, как у римских императоров. Но Наташа понимает, почему-ведь он молодожен. Гордана Милетич-югославская балерина и актриса, молоденькая, похожая на подростка стала его гражданской женой.

    Верная подруга Джованна , венецианка с грустными глазами, в черном вязанном платочке на голове, какой запомнилась с первой встречи в Ленинграде в 1958 году - навсегда осталась одна в Риме в большой новой вилле, которую Джузеппе однажды купил, но так и не успел обставить и обжить. Он уехал в Югославию снимать "Дорогу длиною в год", где встретил и свою новую любовь-Гордану.
  Наташа была поставлена в известность об этом еще в 1960году, когда он приезжал в Москву на переговоры с "Мосфильмом". Он рассказал, что полюбил Гордану и ушел от Джованны, И с какой-то детской застенчивостью тревожно спрашивал-как его друзья в Москве и Ленинграде отнесутся к его новой женитьбе. Ведь у католиков, хотя они и коммунисты, разводы очень сложны.Ему не разрешили расторгнуть брак с Джованной, т. к. она не дала на это согласие. Единственно, что он добился-это легальное совместное проживание с Горданой с ведома и разрешения префектуры и мэра Рима.
 Наташе было грустно слышать эти признания. Ей очень была симпатична Джованна. Как много она сделала для Джузеппе и компартии, ведь она была дочерью богатого венецианского банкира, сколько денег она внесла в их общее дело.  И как банально прервалась семейная жизнь этих хороших и умных людей. Гордану Наташа еще не знала, но Джузеппе говорил о ней с нежностью и заботливостью, почти как отец. Конечно, ей было всего 24 года, а ему 41, и у него была 10-летняя дочь Элиза. " Я сделал две большие глупости"-признался он Наташе тогда в "Национале"- слишком рано женился и купил слишком большой дом, в котором не видел и половины комнат.Александр Михайлович Згуриди, который навещал их в Риме, рассказывал Наташе, что он не смог обойти весь дом и осмотреть все комнаты.
   Джузеппе живет с Горданой уже три года. В 1960 году они вместе ненадолго приезжали в Ленинград , где с нею и познакомилась Наташа. Она очень молода, с задорным мальчишеским лицом, большим ртом и веселыми глазами. В Москве она училась балету, танцевала в оперном театре в Загребе, а потом бросила балет и стала актрисой , снималась на Загребской студии, где и встретилась с Де Сантисом. Он сразу дал ей роль в своем фильме"Дорога длинною в год", но потребовал, чтобы она "пополнела"и стал откармливать ее булочками.Правда, отснявшись, она быстро вернула свою стройную и гибкую фигуру и такой она встретила Наташу в Москве в "Украине" в гостиничном номере, превращенном в "дом"-веселая и приветливая, в черных брючках на красных подтяжках, черном свитере,бархатная черная лента в волосах, в плоских черных туфельках-балеринках она хлопотала в ванной, превращенной в кухню-там была газовая плита, на которой жарилось душистое жаркое, а на самой ванной, превращенной в стол, лежала широкая доска, на которой живописным натюрмортом раскинулись редиска,салат, головки лука, разные травки и пряности, хлеб, овечий сыр.
 Обстановка была такая простая, что Наташа сразу охотно начала помогать накрывать на стол, готовить и заправлять салаты. Постепенно их большой 3-хкомнатный номер начал наполняться гостями. Итальянцы-актеры, веселые, шумные,шутя и смеясь приходили поодиночке и группами. Все жили в одной гостинице. Приехал из города только один "московский итальянец"-Гордон из Турина,студент режиссерского факультета ВГИКа, изящный, тоненький, с длинным узким лицом, темноволосый и темноглазый интеллектуальный юнец в коричневом крупно-рубчатом бархате. С красиво посаженной головой, волосы сзади мягкой волной касаются воротника, с врожденно хорошими манерами. Говорит по французски как парижанин.  Джузеппе рассказывал про него: "Зачем он сюда приехал учиться, как ты думаешь? Чтобы влюбиться во ВГИКе в японку и разговаривать с ней по русски.Ночует у нее потихоньку. Она учит итальянский, он не собирается учить японский".
   Становилось все веселее и теснее. Пришли Андреа Кекки с сыном Пуцци Кекки, который работал у Висконти художником по костюмам. Пуцци приехал в гости к отцу в Москву. Рассказал как он работал у Висконти- 10 юношей рыщут по музеям и картинным галереям , собирая материал по костюмам. Затем рисуют образы и типажи в цвете и карандашом. Висконти выбирает того, кто точнее всех передал его замыслы. Одним таким счастливцем стал однажды Пуцци. Работать с Висконти страшно увлекательно. С сыном приехала сеньора Кекки, венгерка по национальности.
   Наташа уже и не помнит всех, кто заходил и уходил перекинувшись словечком, или выпив чашечку кофе, или пригубив вермута-но больше всех ей запомнился Рафаэле Пизу и неаполитанец Роберто. Оба заросшие, лохматые, "дикие"-так требовалось по роли-итальянские солдаты,гибнущие от холода в снежных донских степях. Но сейчас они совсем не напоминали своих трагических героев. Правда, Рафаэле не расставался с губной гармоникой, на которой он с чувством исполнял солдатские песни из фильма, наполненные тоской по родине. Зато неаполитанец вел себя как истинный сын своего прекрасного города. Он был живой, лохматый, маленький, с вытаращенными черными глазами под пушистыми бровями-синий костюм с красным платочком в кармане, красный галстук, живые порывистые движения. Наташа не успела ничего понять, как он бросился перед ней на колени и прижав руки к сердцу, вращая и закатывая глаза, прекрасным голосом спел знаменитую "Марекьяру" и это было чудесно!Все аплодировали и просили "апкога" еще-еще. И он пел неаполитанские песни во весь голос, издавая трели, которые неслись по всему этажу. "Я должен познакомить русскую сеньору с нашими песнями"-говорил он на неаполитанском наречии, которое даже не все итальянцы понимают,  но  Де Сантис переводил.
    Гордона хлопотала вокруг низкого столика, подавая кофе и открывая коробки невиданного, красивого печенья, наливала рюмки. Джузеппе, растянувшись во весь свой небольшой рост, засунув руки за ковбойский пояс, положив ноги на подлокотник соседнего кресла, с нежностью наблюдал за своей юной подругой, которая время от времени лукаво подмигивала ему, встряхивая своими светлыми густыми волосами, повязанными черной лентой.
    Надо заметить, что для итальянцев было полной неожиданностью, что Наташа "советская".-"Ты русская, но ты не советская, ты очень русская"-заметил Де Сантис. Непринужденное веселье часто прерывалось и начинался профессиональный разговор.
-"Как ты думаешь, какого композитора пригласить писать музыку-Шостаковича или Хачатуряна. Мне нравится Хачатурян, но Шостакович очень популярен на Западе и с точки зрения рекламы это будет правильнее". -"Я думаю, что Шостакович лучше, т.к. Хачатурян очень национальный и в его музыке всегда звучит армянская мелодия независимо от него".
Кончался этот вечер, кончились песни, стали уходить гости,неаполитанец все стремился проводить Наташу и делал умоляющие глаза, складывая просительно ладони. Джузеппе
обьяснил ему, что Наташа еще останется, потом вытолкал его за дверь, а он с порога сделал трагически-грустное лицо и отвесил низкий поклон. Они остались одни, теперь можно поговорить о его работе в Москве, о его заботах и некоторых особенностях нашего производства, которые неизменно удивляли Джузеппе.  
   На вопрос об актерском составе съемочной группы Дж.де Сантис сказал:" Зная Татьяну Самойлову по фильмам " Летят журавли" и " Неотправленное письмо", я был рад возможности пригласить эту талантливую актрису. Очень сожалею, что у нее такая небольшая роль. Эпизоды, в которых она  участвует, уже отсняты, и я восхищен ее работой и самоотверженностью во время съемок, происходивших на натуре в самые жестокие морозы. Она создала сложный психологический образ запутавшейся женщины, поверившей немцам, которые отступая, бросили ее как собаку в снежной степи.Но работать с нею было страшно трудно. Она плохо понимает и плохо поддается".
  Кроме Тани, мы пригласили молодую актрису Жанну Прохоренко, Сергея Лукьянова и других молодых русских актеров- дебютантов. Но съемки с ними еще впереди.
Основные роли исполняют итальянские актеры, многие из них знакомы зрителям по фильмам " Трагическая охота", " Самая красивая". В фильме принимают участие два известных американских актера Артур Кеннеди и Питер Фальк.
  Режиссер рассказывает, что если итальянские солдаты 20 лет назад молились, чтобы русские морозы скорей кончились,
кадр из фильма
то итальянцы- актеры умоляют Деда Мороза не уходить еще дней 15, чтобы завершить съемки зимней натуры. Настроение у всех бодрое, несмотря на большую физическую усталость.
 Фильм  был приурочен к 20-тию трагической  гибели в 1943 году  итальянского корпуса в донских степях.
Рабочее настроение
Де Сантис в русском тулупе
 "Я бы снял фильм с половиной этого народа, удивляюсь вашим перекурам в рабочее время"-заметил он и был конечно прав. Летом во время съемок на Дону он не мог без специального разрешения заставить работать съемочную группу, состоявшую наполовину из русских-рабочих" Мосфильма". Как только приближались 6 часов вечера, работали уже нехотя .  Охрана труда и прочие ограничения не разрешали увеличить рабочий день. И форма оплаты  труда очень удивляла Де Сантиса. Для такой богатой и большой страны несколько тысяч ничего не составляют, а репутацию ей создают.   По его призыву итальянцы оставались и без всякой помощи доводили съемки до конца, т. к. Джузеппе не хотел переносить все на следующий день, боясь потерять настроение. Огорчил его также отказ администрации "Мосфильма" дать ему фотографа, который работал когда-то с Сергеем Эйзенштейном. Ему очень неубедительно объяснили причину отказа, но он в нее не поверил и был расстроен. Наша съемочная техника тоже приводила его в изумление.
-"Как с этой древней аппаратурой вы умудряетесь снимать такие прекрасные фильмы?" Джузеппе не скрывает от Наташи, как он страшно разочарован тем, что он здесь встретил в работе- равнодушие, бестолковость, глупость, невоспитанность и просто хамство.
Он не может себе представить, как режиссер не является и автором своего фильма. Работать с актерами он начинает только тогда, когда готов сценарий и декорации. Он не может мыслить отвлеченно. Только когда его мысли получают наглядное выражение и приобретают конкретную форму, он может работать.
 Перед началом съемок, когда уже набраны актеры и составлена творческая группа, он "влюбляет" по его выражению их в себя и в течении двух недель необычайно с ними мил. Когда люди покорены и готовы за ним в огонь и в воду, а в павильоне готовы декорации, он превращается в деспота.
 Сколько художников, столько систем и все они хороши.Актеру предоставляется полная свобода действий и возможность выразить себя. Обычно он знакомит актера с тем куском, который ему надо играть сейчас и редко, когда актер прочитывает сценарий целиком.
  Де Сантис даже предпочитает, чтобы актер не знал сценария, чтобы не отвлекаться и не разбрасываться вообще, а проявлял себя полностью в той конкретной сцене, которую надо ему сейчас сыграть и обычно этот метод его никогда не подводил, судя по его картинам.   Примерно также он работает и с художником, рассказывая ему свои замыслы и обсуждая все детали декораций перед началом их постройки в ателье и только когда наступает полная ясность и взаимопонимание, начинается осуществление и выполнение их. Обычно он работает с художниками кино, но в фильме "Дни любви" он привлек к работе станкового живописца и эта совместная работа оказалась очень удачной и доставила ему много творческого удовлетворения. На картине работает всего один художник, он же делает и эскизы костюмов.
   Костюмы редко когда шьют специально- они подбираются готовыми по замыслу художника, или покупаются у людей с улицы, если острый глаз де Сантиса заметит нужный для  его образа костюм на каком-нибудь прохожем.
  Примером любви и доверия к режиссеру может служить героическая работа актеров в фильме " Рим в 11 часов", о которой рассказал Наташе  Джузеппе.  Актрисы пролежали почти весь день под обломками лестницы, засыпанные известкой и щебнем, когда снималась знаменитая сцена " обвала лестницы". Актриса Елена Варци и еще одна ( Наташа не помнит ее имени), простояли несколько часов на маленьком выступе на высоте 3-го этажа, находясь буквально над пропастью. А потом кидались , рискуя своей жизнью, на руки спасавших их пожарных.
  В сцене " поиски сумочки" после катастрофы, актрису, играющую проститутку, Сантис снимал подряд целый день. Она была театральной актрисой очень изменчивых настроений, которые ему как раз были очень нужны, и зная это ее свойство, он старался использовать ее состояние до конца. Она работала почти без отдыха  целый день  и в первый раз в его практике, несмотря на все свое желание и охоту, она физически не смогла продолжить съемку и разрыдавшись, взмолилась о пощаде. К счастью, сцена была почти окончена.
Работая в павильоне, он никогда не утомляет актеров. Свет ставит со своим помощником, и когда все готово, вызывает на площадку актеров. В этот момент все посторонние должны покинуть павильон. Предварительных репетиций вне павильона, вне конкретной обстановки, без костюмов- нет. Только в таких условиях он заставляет актеров повторять сцены по несколько раз, пока не добьется желаемого. Тем же методом он работает и с оператором- верным другом и помощником Отелло Мартелли.
 Снимали сцену возвращения Лючии Бозе ( Рим 11 часов) в ателье художника- своего любовника. Де Сантис попросил  друга –художника разрешить немного переставить мебель как ему надо. Оператор буквально рвал на себе волосы, не зная, как быть со светом. В конце концов, общими усилиями свет был установлен, сцена снята и это одна из лучших и тончайших сцен любви в фильме.
 Блюз, под который качается в качалке Лючия Бозе, напевает приятельница семьи Де Сантисов, а свистит в финале картины сам Джузеппе.
   Часто народные песенки в его картинах поет  его жена  Джованна.
    Когда в Ленинграде все вместе смотрели дублированный на русский язык  " Рим в 11 часов" - Сантис остался очень доволен дубляжем, кроме исполнения песенки, которую поет раненная девочка по радио из госпиталя. По его мнению певица, дублирующая песенку, поет слишком профессионально и от этого теряется прелесть непосредственности, которое есть в ее детском неумении петь.
 "Когда я работаю, я никогда не устаю-уверяет Де Сантис- я черпаю в работе все новые силы и меня все время подхлестывает желание работать".
 Он находится в постоянном творческом напряжении, в неустанных поисках " алмазных россыпей", которые жизнь дарит на каждом шагу, надо только не ленится и уметь их взять.
"Они шли на Восток" оказалась одной из последних работ Де Сантиса как режиссера. Дружбы с СССС тоже не получилось, и в своей стране больше не нашел себя. Он переключается на общественную деятельность, становится репрезентативной фигурой.Умер в 1997 году.
В 1999 году утверждается специальная награда молодым режиссерам "Dolly d’oro Giuseppe De Santis" .
Сохранилось письмо Наташи своему близкому другу Ивару  в Лиепаю с описанием тех мартовских  дней 1963 года, проведенных с итальянцами :
                              " Ивар, дорогой! Поздравляю тебя с нашим днем 8-ое марта.
Несмотря на жизнь в совершенно другом измерении, мне иногда очень не достает тебя. Вообще-то желание поболтать с тобой появляется у меня во время болезни. И ты будешь смеяться- я опять в гриппе. Но с тобой я делаю это в письмах. А вот с милым Пеппе – по телефону. И когда я слышу его  чуть хриплое « Чао, Наташа», я испытываю неповторимое ощущение как будто распахивается окно в мир, исчезают границы и вся земля становится близкой и знакомой.
Пожалуйста, не подумай, что я хвастаюсь, я просто делюсь. ...Я бы так хотела, что бы и ты мог это почувствовать!
 Писать письмо конечно бессмысленно, слишком много за этот месяц видела, узнала, встретила...Например, Пуцци Кекки, художника по костюмам, который работал у Висконти. Сейчас он просто приехал с отцом, который снимается у Сантиса. Говорили по английски- он не знает французского. Или очаровательный, темпераментный неаполитанец, похожий на тантарена, который играет злого сержанта в фильме. Ты бы слышал, как он мне пел  "Марекьяру", закатывая глаза или солдатские песенки на губной гармонике, на которой играл Пеппе и актер Рафаэле Пиза. Все это конечно незабываемо и совсем другой мир, но странно мне близкий, где мне легко и просто, как будто я всегда жила в нем
 Но что мне делать? Только не впадать в отчаяние, а я на грани. Все идет так ужасно медленно. Много обещаний, желания помочь сказал только Герасимов, но надо ждать месяц, не меньше- он может взять на договор на картину. Положение сейчас в Союзе страшно неблагоприятное. Все трещит, Пырьев висит на нитке, вернее нитка уже лопнула и он уже труп, к которому летит воронье. Ходят разные слухи, один нелепее другого, но определенно никто ничего не знает.
  Я пытаюсь подрабатывать на жизнь переводами, надеюсь на более солидный куш где-нибудь в издательстве, но...пока только надежды.
    Всем, всем знакомым привет! "




Комментариев нет:

Отправить комментарий